«Аэрофлот» покорил «Россию»

СПб. Глава правительства Владимир Путин наконец решил, кому достанутся авиационные активы «Ростехнологий» вместе с ГТК «Россия». Победу в ожесточенной схватке одержал «Аэрофлот».

Вчера на встрече с министром транспорта РФ Игорем Левитиным Владимир Путин одобрил передачу авиационных активов «Ростехнологий» «Аэрофлоту». Хотя «Ростехнологии» ратовали за объединение на базе авиакомпании «Сибирь», Путин предпочел «Аэрофлот», председателем совета директоров которого является Игорь Левитин.
Отказ от конкуренции
Сейчас парк «Аэрофлота» крупнейший в СНГ. После объединения авиакомпания станет недосягаемой для своих конкурентов. При этом министр заверил Владимира Путина, что разногласий с антимонопольным законодательством нет. По его словам, «Аэрофлот» сейчас занимает 15% рынка.
«В случае принятия решения по консолидации с активами «Ростехнологий» у них будет примерно 30–35%», — заявил Игорь Левитин. В ФАС вчера не прокомментировали объединение.
Общий флот всех перевозчиков, входящих в «Росавиа» (союз авиакомпаний на балансе «Ростехнологий»), состоит из 200 самолетов, большая часть которых нуждается в замене. «Ростехнологии» обещали обновить парк «Росавиа» и заключить контракт на покупку 65 Boing 737 на сумму $2,5 млрд. «Аэрофлот» планирует в обмен на столь щедрый подарок отдать «Ростехнологиям» 25,8% акций компании. Эти акции были выкуплены на прошлой недели у владельца 30%–ного пакета Александра Лебедева примерно за $400 млн. До этого государству уже принадлежал 51% акций ОАО «Аэрофлот».
В самом «Аэрофлоте» вчера заявили, что в ближайшее время в компании проведут анализ передаваемых активов и разработают план объединения.
На вопросы о том, будут ли перевозчики летать под брендом «Аэрофлота» и изменится ли руководство компаний, в компании заявили, что раз передаваемые активы находятся в предбанкротном состоянии, то «все нужно менять».
Кто в доме хозяин
Вчера директор по стратегии и развитию ГТК «Россия» Максим Нилов отказался комментировать объединение с «Аэрофлотом». Однако источник «ДП» на условиях анонимности рассказал, что на совещании у первого вице–премьера Игоря Шувалова генеральный директор ГТК «Россия» Роман Пахомов отнесся к объединению позитивно. Единственным вариантом сохранения «Росавиа» была консолидация активов на базе самого крупного из перевозчиков альянса — ГТК «Россия».
Однако такая долговая нагрузка на компании Пахомову совершенно ни к чему. Только долги ГТК «Россия», по официальным данным, сейчас составляют 6 млрд рублей. При этом правительство РФ выделило авиакомпании 3,9 млрд рублей для частичного их погашения. Также поддержать перевозчика обещали и петербургские чиновники.
Присоединение не самых ценных активов мелких перевозчиков к ГТК «Россия» разрушило бы всю мечту о светлом будущем без долгов. А вот поддержка такого крупного игрока, как «Аэрофлот», для региональной авиакомпании будет не лишней.
Еще одной интригой пьесы, которую уже несколько месяцев разыгрывают чиновники, стало вхождение в состав акционеров авиакомпании «Россия» правительства Петербурга. Накануне судьбоносного решения губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила о том, что ГТК «Россия» останется петербургской компанией и Смольный получит блокирующий пакет акций перевозчика.
Сохранить контроль над ним жизненно важно для губернатора, поскольку авиакомпания должна стать базовой для аэропорта Пулково после реконструкции стоимостью 1 млрд евро. Однако для «Аэрофлота» важно развитие московских хабов, поэтому интерес Смольного к перевозчику после объединения может упасть.
В 2009 г. пассажирооборот аэропорта Пулково снизился на 5%. В 2008 г. он составил 7 млн человек.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты