Давид Ян, основатель компании ABBYY, постиг искусство быть предпринимателем на четвертом курсе МФТИ, когда готовился к экзамену по французскому языку.
В компания ABBYY сейчас работает 900 человек в 12 странах
мира. А начиналась она 20 лет назад, когда Давид Ян был студентом
четвертого курса МФТИ. Он готовился к экзамену по французскому языку и понял,
что ему не хватает электронного словаря. Это подтолкнуло его к тому, чтобы
написать собственный словарь.
Он пригласил студенческого друга Сашу Москалева как
программиста и предложил ему за время летних каникул написать и продать словарь.
Только специализироваться они решили на английском языке: «За первый месяц мы
толком ничего не сделали, зато нашли людей, которые готовы были ввезти в страну
свой словарь и продать нам права».
Через 9 месяцев они написали программу и продали не 100
копий по 100 рублей, как планировали, а три, но по 700 рублей. К концу первого
года они продали всего 15 легальных экземпляров, при этом на рынке уже
существовало 5 тыс. нелегальных. Перед Давидом встала задача: продолжить
заниматься бизнесом или посвятить себя науке? «Понимая, что нельзя делать два
дела одинаково хорошо, я выбрал бизнес», — говорит Давид.
Когда партнеры сосредоточились на бизнесе, то поняли в чем
их ошибка: «Мы продавали людям только словарь, который легко копировать. Тогда
мы соединили сканер и электронный переводчик и получили новый продукт: человек
вставлял в сканер лист с англоязычным текстом, а на выходе получал хоть и
плохой, но перевод». Продажи выросли в несколько раз, и это стало началом
многомиллионного бизнеса.
На заметку: В 1989 г. Ян основал компанию Bit Software,
переименованную в 1998 г. в ABBYY. Наиболее известные продукты —
система распознавания документов FineReader и электронные словари
Lingvo.