Кинорежиссер Кшиштоф Занусси рассказал "Деловому Петербургу" что плохого в богатстве, о табу в европейском кино, и какой поляки помнят Россию.
"ДП": Пан Занусси, регулярно на протяжении многих лет приезжая в
Россию, Вы, конечно, внимательным глазом режиссера замечаете, как меняется
страна. Что сильнее всего бросается в глаза?
Кшиштоф Занусси: Конечно, страна развивается, очень поднялся
уровень жизни, и это очевидно всем. Но вот, что меня интересует и, что я пробую
понять: какую форму модернизации Россия принимает?! И это пока неясно. Я вижу,
что перемена общества не пошла с таким ускорением, которого я ожидал.
Я говорю про смену мышления, менталитета, в целом об
отношении людей к жизни. Россия обязана выработать свой путь развития, потому
что идти за Западной Европой невозможно - другая история. Россия имеет
православные, византийские корни. А Западная Европа выросла из латинской
цивилизации. И эти культуры очень сильно отличаются.
"ДП": Современный российский зритель чем-то отличается от
европейского?
Кшиштоф Занусси: Наверное, это вопрос скорее для социологов.
Своими картинами я обращаюсь к интеллигенции, и я знаю, что российская
интеллигенция существует и имеет влияние. Но я езжу, главным
образом, по большим городам – тут, да, культурные амбиции живы.
Но происходят и не самые лучшие перемены: новые богатые
люди, которые удивляют своей дикостью. Хотя до революции российский капитализм
тоже удивлял европейцев своей дикостью. Так что, с другой стороны, ничего нового
и не произошло.
"ДП": Российские критики относят Вас к режиссерам-интеллектуалам. По
Вашему мнению, интеллектуального кино для чего и кому сейчас нужно?
Кшиштоф Занусси: Я думаю, оно нужно. Хотя люди его не
требуют. Они хотят жить спокойно, не двигать извилинами. Движение мозговых
извилин – это огромная потеря калорий. Я обращаюсь к людям задумчивым, которые
хотят лучше понять себя и окружающий мир. Да, они в меньшинстве. Но такая
проблема есть и в литературе. Со времен романтизма есть противопоставление мозга
и сердца. Хотя, конечно, всё это искусственное. Потому что мозг вызывает
чувства, а сердце вызывает мысли.
"ДП": А зачем нужны серьезные мысли? Может быть, серьезные мысли не
дают человеку быть счастливым?
Кшиштоф Занусси: Вопрос в том, что человек принимает за
счастье. Набор приятных чувств? Многие люди, действительно, принимают это за
счастье. Есть другое понимание: счастье через осознание. Человек несознательный
не может быть счастливым. И, вообще, можно ли быть счастливым? С этим тоже надо
определиться. Потому что мы сейчас, в глобализованном мире, отвечаем за огромное
количество вещей, которые раньше нас и не касались.
Приведу пример. В этом году премия имени Леха Валенсы за
защиту прав человека, свободы самовыражения и демократии была присуждена
известным правозащитницам из Ирана. Эти правозащитницы вступались за женщин,
которых казнят, забивая камнями.
Кто бы мог подумать, 50 лет тому назад, что Валенса –
человек из маленькой деревни – будет иметь какое-то отношение к Ирану и к
женщинам из Ирана? А сегодня это никого уже не удивляет. И, если случится война
в Иране, к нам она тоже в определенном смысле будет иметь отношение.
Быть счастливым, имея такую большую степень ответственность
- нелегко. Я думаю, полного счастья на этой земле в принципе быть не может.
"ДП": В каких странах сейчас делается наиболее интересное кино, по
Вашему мнению?
Кшиштоф Занусси: Много интересного происходит в Азии. И там
сохранились более правильные человеческие ценности, которые в очень богатых
частях мира сейчас довольно трудно найти. Всегда что-то интересное будут делать
в США - это страна, которая лучше всех нашла себя в новом глобальном мире. Она,
собственно, его же и создала.
"ДП": Есть в европейском кино темы-табу?
Кшиштоф Занусси: Конечно. Я сейчас пробую сделать фильм на
тему феминизма. Очень критично воспринимают. Потому что в Европе о феминизме
нужно говорить только хорошо.
"ДП": Куда движется мировой кинематограф? Что будет с кино через
20-30 лет?
Кшиштоф Занусси: Этот вопрос надо сразу же переделать в
вопрос: "а куда движется мир?". Кино – всего лишь зеркало, оно следует за миром.
Куда мир идет? Что нас ждет? Как человек найдет себя в этих новых условиях,
которые он создал? Не известно. Не понятно как нам жить в новых условиях
богатства, которое стало доступного уже большинству.
"ДП": А что плохого в богатстве?
Кшиштоф Занусси: Посмотрите на жизнь животных в зоопарке. Мы
себе построили зоопарк: нас кормят, мы ничего не боимся. Да, животные в зоопарке
живут дольше, чем в условиях дикой природы. Совершенно не понятно как человек
справится с богатством. В большинстве развитых стран сейчас серьезные
демографические проблемы. Богатые люди не хотят иметь детей, а имеют детей те, у
кого нет денег.
Богатая часть общества хочет жить, не принося никаких жертв.
И может быть, по этой причине мы развалим наше общество. И может оказаться, что
мы не сумеем передать наши ценности следующим поколениям. Из пещеры выйти очень
трудно, а вернуться – просто. За одно поколение можно превратиться в
неандертальцев. Жизнь - очень опасная авантюра.
Сегодняшний мир создает иллюзию, что жизнь - это прогулка в
парке. Но ближе к правде то, что жизнь - это переход через джунгли. Этому не
верят. Джунгли выглядят сегодня как парк. И это опасная иллюзия свободы.
"ДП": Лех Качински, пожалуй, как никто другой из европейских лидеров,
резко выступает в адрес внешней российской политики. В Польше среди населения
сильны русофобские настроения?
Кшиштоф Занусси: В Польше есть огромный страх России.
Причина - почти полтора века оккупации большей части Польши. Об этом надо
напоминать, потому что, порой, Россия об этом забывает. Она уничтожала нашу
культуру, вводила запрет на польский язык и т.п. Это оставляет след навсегда. У
Польши был и другой враг – немцы, но немцы поступали гораздо более законно,
пусть и жестоко.
Россия в нашей памяти осталась как невероятно
коррумпированная страна. В Петербург в 19 веке поляки приезжали со взятками для
чиновников, ничего нельзя было добиться законно. И в этом смысле, от России
осталось неприятное чувство. Но сразу после падения коммунизма с теми русскими,
которые стали приезжать в Польшу, у поляков возникло чувство солидарности: мы
вместе переживали трудные экономические времена. Я думаю, сейчас у рядовых
поляков нет серьезных антироссийских чувств.
"ДП": Я слышала, что в Польше церковь пропагандирует христианский
подход к экономике.
Кшиштоф Занусси: Такой принцип сформировался еще в 19 веке:
библейские заповеди стали применяться и по отношению к предпринимателям. Поэтому
уже в то далекое время порядочные бизнесмены искали способы, как развивать
промышленность и не эксплуатировать людей.
Это проблема нравственности. И костел в этом вопросе сильно
"нажимает": невозможно строить успех безнравственно. Такой успех рано или поздно
рухнет. Конечно, прибыль - это главное. Но важно и то, как делиться этой
прибылью.
"ДП": Сейчас кризис и предпринимателям приходится увольнять
работников. Как лучше поступить?
Кшиштоф Занусси: Вопрос совести и способности
предпринимателя. Есть те, кто умеют перевести завод на сокращенную неделю:
работа есть у всех, но все живут хуже. И есть подход другой: оставить самых
лучших, а всех остальных уволить. Каким пойти путем - сложный вопрос. Конфликт
справедливости и милосердия - древний как само человечество и у христиан этот
конфликт особенно ярко выражен.
"ДП": Вы писали о том, что в Польше происходит превращение
интеллигенции в средний класс…
Кшиштоф Занусси: Да, и это естественный процесс. Но,
конечно, с понижением интеллектуального уровня элиты. Что вполне логично: если
поднимается уровень массового среднего класса, то понижается уровень
тех, кто был когда-то более развит.
Я езжу по городам с докладом на тему: "можно ли считать
попсу токсичной?" Я считаю, что да. Сейчас средний класс без попсы жить не
умеет. Интеллигенция же всегда гордилась тем, что попсу не употребляет.
"ДП": Чему, по Вашему мнению, главному Вы научились в
жизни?
Кшиштоф Занусси: Я бы сам хотел найти ответ на этот вопрос,
но не нахожу. Прожить – уже успех. Не разбить свою жизнь на противоречивые
куски - тоже успех. Я надеюсь, что я скажу в жизни что-то больше, чем сказал до
сих пор. Я еще не закрываю своего ателье.