Мария Ромашева управляет лофт–проектом «ЭТАЖИ», как живым организмом. Термины «планирование» и «позиционирование» не имеют никакого отношения к ее бизнесу.
Мария развивает лофт–проект «ЭТАЖИ» как некоммерческий
проект. Однако он окупает себя и даже приносит прибыль.
Из чего родился формат вашего проекта?
— В лофт–проекте «ЭТАЖИ» объединилось все, что нам нравилось
в Европе, это сборная солянка. Здесь нет формата. «Этажи» родились вследствие
совместной работы, сложения идей и впечатлений. Мы стремимся к тому, чтобы всем
было хорошо и комфортно, чтобы посетители чувствовали себя как дома, могли
забрасывать ноги в носках на диваны, пить мятный чай.
Да, я не мыслю такими понятиями, как «планирование» и
«позиционирование». Слишком навязчивое планирование убивает душу. Это больше
подходит для массмаркета, тянет мертвечиной. Поэтому мы часто делаем очень
внезапные проекты, не ограничивая себя строгим долгосрочным графиком. Я
поклонница интуитивного подхода. Например, весной прошлого года ко мне пришли и
предложили невероятную выставку китайской медиахудожницы Чао Фей. И мы
организовали ее всего за 10 дней! Из подручных средств сделали экраны,
затемнение. Открыли ее на майские праздники, когда обычно в городе почти никого
нет. А 10 мая на открытие к нам пришло 600 человек.
Расскажите о проекте Garage Sale. Почему он оказался таким
востребованным?
— Наши самые удачные идеи рождаются из личных потребностей.
Без особых напрягов и мозговых штурмов. Так было и с Garage Sale. Мы решили
провести его по результатам общего голосования сотрудников. Всем хотелось
обновить гардероб к осени, сделать генеральную уборку в квартире — и решили
устроить дружескую распродажу одежды и аксессуаров. Я сама продала целый чемодан
вещей и заработала 8 тыс. рублей. Мне кажется, неплохая прибавка к зарплате.
Правда, к рекламе моего чемодана приложил руку, по–моему, весь PR–отдел.
Порадовались тому, что это традиционное американское и
европейское развлечение оценили петербуржцы. Ведь многие покупают вещи из любви
к искусству. Так, сапоги Вивьен Вествуд стояли у меня ненадеванными почти 2 года
(купила, не смогла удержаться, хотя это был, очевидно, не мой размер), пока не
нашли свою прекрасную хозяйку на Garage Sale.
Для какой публики работаете?
— Не могу сказать, что «ЭТАЖИ» — это исключительно
молодежное место. И менее всего мы рассчитываем на посетителей из категории
«гламурная молодежь». Скорее мы хотим объединить поколения, бороться со
стереотипными мнениями, смешивать людей между собой. Иногда даже просто
заставить общаться таких людей, которые нигде и никогда бы не встретились, если
бы не «ЭТАЖИ».
Например, работаем с пенсионерами. Раз в неделю каждый наш
администратор организует экскурсии для группы пенсионеров, работает с собесами,
клубами ветеранов. Большие группы пенсионеров мы даже привозим на автобусе,
который одна щедрая организация дала нам в пользование. Бабушки и дедушки ходят
по выставкам, пьют чай в винном баре, приносят с собой вязание. И чуточку
по–другому на нас даже начинают смотреть. Как будто не такая уж молодежь
пропащая, как им казалось. Это приятно, конечно.
Еще мы много работаем с детьми. Мне иногда кажется, что
сегодняшние дети так оторваны от действительности, совсем не умеют получать
удовольствие от простых вещей, тихих и не очень домашних игр. Интересуются
только компьютерами, гаджетами... Недавно я сама вела чемпионат по классикам для
девочек 7–8 лет. Оказалось, что почти никто из них даже правила этой игры не
знает. Их пришлось учить с нуля, как прыгать...
Вообще, предрассудков и установок слишком много и у
взрослых, и у детей. Мы стараемся как–то сглаживать их. Поэтому у нас дети из
приютов и дети из полных семей играют вместе.
«ЭТАЖИ» — ваш первый бизнес–проект?
— Да, это мой первый подобный проект. У меня юридическое
образование, раньше работала юристом. Этот опыт во многом помогает мне сегодня.
Например, в ситуации с баром. Зная, как работает система, я не боюсь
бюрократических процедур, и поэтому мы без труда смогли получить алкогольную
лицензию для его открытия. А молодым предпринимателям советую поменьше читать
умных книжек и чаще прислушиваться к сердцу.
Справка:
Лофт–проект «ЭТАЖИ» с 2007 года действует на территории
бывшего Смольнинского хлебозавода.
Пространство завода (5 тыс. м2) используют для организации
выставок, часть площадей сдается под коммерческие проекты (хостел, ресторан,
винный бар).