Смольный пригрозил военно–морскому руководству переносом празднования Дня ВМФ в Псковскую область и тщательными проверками хозяйственной деятельности Ленинградской военно–морской базы, если военные моряки не согласятся включить ломоносовскую гавань в границы порта Петербурга.
На прошедшем сегодня заседании Морского совета при
правительстве Петербурга городские власти при поддержке федеральных чиновников в
жесткой форме добивались согласия руководства ВМФ на включение военной гавани в
Ломоносове в границы порта Санкт–Петербург.
Чиновники не могут утвердить границы порта уже более 3
лет. Будучи одним из старейших российский портов, он включает в себя
более 200 частных и ведомственных земельных участков общей площадью 700 га. До
сих пор соблюсти интересы всех их владельцев так и не удалось.
Но теперь эта цель близка как никогда. Как доложил сегодня
директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта
Минтранса РФ Алексей Клявин, занимающейся этим вопросом комиссии осталось
согласовать границы порта лишь с одним ведомством — Министерством обороны
РФ.
Военные отказывались передавать в границы гражданского порта
свои базы в Кронштадте и Ломоносове. Однако именно на эти две территории
возлагаются особые надежды Смольного в деле развития аванпортов —
периферийных районов Большого порта, которые должны разгрузить его и
перераспределить транспортные потоки. Так, к примеру, отказ от включения базы
Литке в Кронштадте в границы порта поставил бы крест на деятельности терминала
"Моби Дик" и на проекте компании "Кронимпэкспорт". А потеря портом Ломоносова
существенно затруднила бы проект компании "Балтимор". Все эти компании
рассчитывают на многомиллионные показатели годового грузооборота, но если они
останутся за пределами порта, морская администрация просто не сможет направлять
туда суда.
По словам Алексея Клявина, руководство ВМФ пошло городу
навстречу и дало добро в отношении кронштадтской гавани, однако ломоносовская
гавань так и осталась камнем преткновения: военные предложили разделить ее
гражданскую и военную части. Выдвинутые военными условия потребуют строительства
нового подходного канала к Ломоносову, что обернется многомиллиардными затратами
федерального бюджета. Кроме того, это как минимум на 2 месяца отложит
окончательное принятие границ порта.
Валентина Матвиенко потребовала от представителей
Ленинградской военно–морской базы пояснить причины такой жесткой позиции, на что
военные сообщили, что сохранение исключительно военного статуса гавани
необходимо для обеспечения беспрепятственной разгрузки "спецгрузов". Этот
аргумент вывел Валентину Матвиенко из себя.
"Нет там давно никаких спецгрузов! Вы ими только
прикрываетесь, а на самом деле там ведется незаконная бункеровка (заправка судов
топливом. — "ДП") и перегрузка китайских товаров, — возмутилась
губернатор. — Ломоносов давно стал теневой нишей нашего порта!" Она
пригрозила, что если руководство Ленинградской военно–морской базы не пойдет
городу навстречу, Смольный инициирует проверку работы гавани. "Это будет очень
строгая проверка", — пообещала Валентина Матвиенко.
Военные поспешили опровергнуть это обвинение. Они заявили,
что вся грузовая деятельность в Ломоносове проводится сейчас в рамках
законодательства. Но на прямой вопрос о том, перегружаются ли там сейчас грузы,
не имеющие отношения к военным, четкого ответа не последовало. Более того,
представители полномочного представительства президента РФ в Северо–Западном
федеральном округе выступили с заявлением о том, что, оказывается, министр
обороны Анатолий Сердюков уже дал положительное заключение о вхождении базы в
Ломоносове в границы порта Петербург, и сейчас препятствием к этому служит лишь
позиция ВМФ.
В ходе довольно интеллигентной перепалки выяснилось, что
военные не желают передавать права на свои причалы в гражданское ведение во
многом потому, что некоторые из них сейчас находятся в долгосрочной (15
лет) аренде у частных структур. А вхождение базы в сферу влияния
гражданских морских властей может потребовать расторжения нынешних договоров. И
якобы именно интересы этих компаний и отстаивают военные моряки, отказываясь
включать свою гавань в границы порта, намекала Валентина Матвиенко.
Какие именно компании она имела в виду, публично не
сообщалось. Широко известен лишь один частный инвестор на этой территории —
ООО "Балтимор", которое за $3 млрд собиралось к 2020 году построить в
Ломоносове, по сути, новый порт грузооборотом 40 млн т в год. Для сравнения, за
первое полугодие 2009 года в существующем порту Петербурга перевалено 22 млн т
грузов. Конечные владельцы этого проекта не афишируют свои имена, но, по данным
участников рынка, очень серьезная поддержка "Балтимору" оказывается депутатом
Госдумы РФ Артуром Чилингаровым.
"Трудно судить, о ком именно говорила Валентина Матвиенко.
Возможно, что и о "Балтиморе" тоже, — говорит Николай Асаул, председатель
комитета по транспортно–транзитной политике Петербурга. — В любом случае
понятно, что с этими спорами надо заканчивать. Границы порта должны быть
утверждены как можно скорее". Получить комментарий этой
ситуации у представителей "Балтимора" пока не удалось.
В конечном итоге участники Морского совета договорились
в ближайшее время согласовать свои позиции: гражданские власти не будут
препятствовать военным, а те, в свою очередь, пойдут навстречу комиссии по
определению границ порта. В конце полемики Валентина Матвиенко уже более
добродушно пошутила, что если моряки не сдержат слова, она добьется переноса
празднования Дня ВМФ в Псковскую область.