В работе с заказчиками мы, как консультанты, часто выходим на повторяющиеся темы. И даже ловим себя на том, что у нас есть уже заготовленные ответы на одни и те же вопросы. Поднимая в рубрике Brainstorm темы, которые волнуют топ–менеджеров, мы хотим рассказать о том, что можно наблюдать и о чем это свидетельствует. А главное, мы приглашаем всех к дискуссии.
По нашему опыту консультантов, так называемые, «команды
топ–менеджеров» — понятие из категории морских свинок, которые не имеют
отношения ни к морю, ни к свиньям. Очень часто руководители не обладают
достаточным уровнем полномочий и не представляют собой сплоченную команду.
Стоит ли удивляться, что целый ряд собственников в кризис
вернулись к управлению собственным бизнесом? Если в докризисное время так
называемые команды топ–менеджеров были в состоянии демонстрировать неплохие
показатели на растущем рынке, то сегодня они могут продемонстрировать разве что
собственную беспомощность. Поскольку изменившиеся условия требуют быстрого
принятия ответственных управленческих решений.
Кризисная ситуация — хороший повод для смены
значительной части управленцев, что мы и наблюдаем в целом ряде
компаний. Например, количество заказов, по оценке руководителей, в нашей
практике заметно возросло.
Мы заранее предвидим ряд возражений в стиле "коней на
переправе не меняют". На наш взгляд, в первую очередь надо убедиться, "а не
пинаем ли мы дохлую лошадь?"
А если серьезно, то все зависит от конкретной
ситуации. Для некоторых компаний смена руководящего состава и кардинальная
перестройка системы управления — единственная возможность пережить кризис.
Для других достаточно будет отдельных кадровых перестановок.
Главное, необходимо понимать: кризис — время изменений,
не только внешних, но и внутренних. И если мы не управляем изменениями, то
кризис управляет нашим бизнесом.
Все говорят "топ–менеджер", но при этом не всегда понятно, о
каком уровне руководителей идет речь. Вот небольшой тест для оценки,
действительно ли руководитель является топ–менеджером:
1. Распоряжается ли руководитель самостоятельно бюджетом своего направления?
2. Есть ли лимит средств (не ниже 5% от бюджета), которые он расходует без согласования?
3. Принимает ли непосредственное участие в подготовке и принятии стратегических решений?
4. Решает ли оперативные вопросы без согласования с вышестоящим руководством или собственниками?
5. Может ли принимать на работу или увольнять своих заместителей?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, то отнести руководителя к категории топ–менеджмента мы не можем.
1. Распоряжается ли руководитель самостоятельно бюджетом своего направления?
2. Есть ли лимит средств (не ниже 5% от бюджета), которые он расходует без согласования?
3. Принимает ли непосредственное участие в подготовке и принятии стратегических решений?
4. Решает ли оперативные вопросы без согласования с вышестоящим руководством или собственниками?
5. Может ли принимать на работу или увольнять своих заместителей?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, то отнести руководителя к категории топ–менеджмента мы не можем.