Кризис спустил с небес

Автор фото: "ДП"

Пассажирские авиаперевозки показывают сезонный рост, но по–прежнему не дотягивают до прошлогодних показателей на 20%. Летать как раньше люди начнут за год до окончания кризиса.

Пассажирооборот российских авиакомпаний составил в апреле этого года 7 млрд пассажиро–километров (число перевезенных пассажиров, умноженное на общую протяженность рейсов), сообщили в Росавиации. По сравнению с апрелем 2008 года это на 20,8% меньше. Международные перевозки сократились сильнее, чем внутренние, — на 23% (против 17,9%).
Число перевезенных пассажиров составило в апреле 2,9 млн. Спад по этому показателю примерно такой же: 20,5% в общем, 21,2% на международных линиях и 20% — на внутренних.
Самолеты летают пустыми почти на треть. Занятость кресел составила в апреле 69,9%. Это на 2,3% меньше, чем год назад. Впрочем, международные рейсы заполняются лучше — на 72%, тогда как внутренние — на 67,6%.
Тем не менее сезонный рост в авиаперевозках наблюдается. Так, в марте пассажирооборот составлял 6,6 млрд пассажиро–километров, а число перевезенных пассажиров — 2,6 млн человек. Однако спад по сравнению с 2008 годом остается стабильным с января — около 20%.
Показатель спада так и останется в ближайшее время на уровне 20%, считает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. А уменьшаться эта цифра начнет за год до окончания кризиса, говорит он. "Транспорт, и воздушный транспорт в частности, — это такой упреждающий индикатор. Когда начинает восстанавливаться экономика, транспорт реагирует первым", — сказал Борис Рыбак.
Лидером по объемам пассажирских авиаперевозок остается "Аэрофлот". Он перевез более 623 тыс. пассажиров и показал меньший, чем в целом по отрасли, спад — на 14,9% по сравнению с прошлым годом. Далее следуют "Сибирь" (318 тыс. перевезенных пассажиров), "Трансаэро" (почти 258 тыс.), "ЮТэйр" (240,6 тыс.) и "Россия" (195,1 тыс.). При этом компания "Трансаэро" возила пассажиров дальше "Сибири": показатель пассажирооборота у последней 707,7 млн пассажиро–километров против 1 млрд у "Трансаэро".
Авиакомпании второго эшелона ухитрились увеличить объем перевозок по сравнению с прошлым годом. Так, "Глобус" перевезла почти в 8 раз больше пассажиров, Red Wings — на 53,2%, "Оренбургские авиалинии" — на 37,9%. Наибольший спад — у "Атлант союза" (53,6%). Далее идут "Вим–авиа" (37,1%) и "Сибирь" (33,9%). Характерно, что спад наблюдался у всех авиакомпаний первой пятерки.
Больше всего пустых кресел в самолетах "Аэрофлота" — 38,2%. Далее идут "Уральские авиалинии" (33,6%) и "Россия" (32,8%). Лучше всего заполняются рейсы "Оренбургских авиалиний" — на 96,8%. Вслед за ними следуют "Северный ветер" (93,5%) и Red Wings (89,7%).
"Отрасль существует в режиме выживания", — заявил накануне генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. В 2009 году, по его прогнозу, авиакомпании мира получат убытки в размере $9 млрд.