Борьба с терроризмом довела до клининга

Автор фото: Trend
Татьяна Белкина

Постановление о борьбе с терроризмом на остановках транспорта в Петербурге подкосило торговлю Татьяны Белкиной и позволило ей начать бизнес, который активно рос 3 года.

Татьяна Белкина владела павильонами в Кировском районе Петербурга. В 2005 году, когда стало понятно, что время ларьков на остановках заканчивается, она решила начать новое дело. Это было редкостью, так как "ликвидированные" ларечники в основном шли в наемные работники. Выбрала модный сектор — клининг.
"Тогда я думала, — рассказывает Татьяна Белкина, — что обычной тряпкой можно вымыть что угодно". Теперь в ее компании работает более 400 человек, а сама Академия "Клининг–профи" обслуживает таких достойных заказчиков, как "Пятерочки", "Карусели", заводы, торговые центры и автосалоны, всего около 30 объектов. Оборот компании в месяц — 3 млн рублей.
Начинать довелось с найма одного менеджера, который собирал персонал под заказы, а также с учебы на семинарах по технологиям уборки, которые проводили фирмы, торгующие оборудованием. Очень повезло, что под заказ в "Карусели" ей продали поломоечную машину не в лизинг или в кредит, а просто в рассрочку, и предприниматель выплатила свой долг за 2 года.
Одна такая машина стоит 1,5 млн рублей. Повезло также с ростом всего рынка клининговых услуг: перед кризисом активно сдавались строительные объекты, и была востребована услуга по их уборке перед сдачей, которая, соответственно, хорошо оплачивалась. Наибольшие трудности вызывал персонал. В основном это гастарбайтеры из Средней Азии. Нанимают их через газеты бесплатных объявлений. Рычагов влияния, кроме штрафов, на них нет. Разрешения на работу выдаются на год, и нужно все время их продлевать, что создает дополнительные трудности.
"В клининговом бизнесе рентабельность составляет всего 5–10%, — говорит Татьяна Белкина, — это совсем не то, к чему мы привыкли в торговле, где 20% — нижний порог". В клининге затраты распределяются так: 70% съедает фонд оплаты труда, 10% — затраты на моющие средства и еще 10% — инвентарь.
На рынке клининга работают порядка 700 компаний. Конкуренция очень высока и с кризисом обострилась. В десятке лидеров: "Крос–Нева", московская "OМС!", Ranova, "Чистый свет". "Москвичи, — говорит Белкина, — используют агрессивный маркетинг и сбивают цены, но ничего, мы держимся".