Постановление о борьбе с терроризмом на остановках транспорта в Петербурге подкосило торговлю Татьяны Белкиной и позволило ей начать бизнес, который активно рос 3 года.
Татьяна Белкина владела павильонами в Кировском районе
Петербурга. В 2005 году, когда стало понятно, что время ларьков на остановках
заканчивается, она решила начать новое дело. Это было редкостью, так как
"ликвидированные" ларечники в основном шли в наемные работники. Выбрала модный
сектор — клининг.
"Тогда я думала, — рассказывает Татьяна Белкина, —
что обычной тряпкой можно вымыть что угодно". Теперь в ее компании работает
более 400 человек, а сама Академия "Клининг–профи" обслуживает таких достойных
заказчиков, как "Пятерочки", "Карусели", заводы, торговые центры и автосалоны,
всего около 30 объектов. Оборот компании в месяц — 3 млн рублей.
Начинать довелось с найма одного менеджера, который собирал
персонал под заказы, а также с учебы на семинарах по технологиям уборки, которые
проводили фирмы, торгующие оборудованием. Очень повезло, что под заказ в
"Карусели" ей продали поломоечную машину не в лизинг или в кредит, а просто в
рассрочку, и предприниматель выплатила свой долг за 2 года.
Читайте также:
В больницы не пускают профессиональных уборщиц
Одна такая машина стоит 1,5 млн рублей. Повезло также с
ростом всего рынка клининговых услуг: перед кризисом активно сдавались
строительные объекты, и была востребована услуга по их уборке перед сдачей,
которая, соответственно, хорошо оплачивалась. Наибольшие трудности вызывал
персонал. В основном это гастарбайтеры из Средней Азии. Нанимают их через газеты
бесплатных объявлений. Рычагов влияния, кроме штрафов, на них нет. Разрешения на
работу выдаются на год, и нужно все время их продлевать, что создает
дополнительные трудности.
"В клининговом бизнесе рентабельность составляет всего
5–10%, — говорит Татьяна Белкина, — это совсем не то, к чему
мы привыкли в торговле, где 20% — нижний порог". В клининге затраты
распределяются так: 70% съедает фонд оплаты труда, 10% — затраты на моющие
средства и еще 10% — инвентарь.
На рынке клининга работают порядка 700 компаний. Конкуренция
очень высока и с кризисом обострилась. В десятке лидеров: "Крос–Нева",
московская "OМС!", Ranova, "Чистый свет". "Москвичи, — говорит
Белкина, — используют агрессивный маркетинг и сбивают цены, но ничего, мы
держимся".