Cтраховщики, оказавшиеся во время кризиса в сложном положении, минимизируют убытки за счет клиентов — путем затягивания выплат.
Результаты I квартала показали, что страховые сборы
перестали расти. При этом убыточность (выплаты) выросла по Петербургу с 4,2 до
5,5 млрд рублей.
Также увеличилось число жалоб, на основании которых
Страхнадзор выписывает страховщикам предписания. В I квартале 2009 года по
Северо–Западу было выдано 118 предписаний, тогда как годом ранее — только
59. На Петербург приходится около 70% рынка Северо–Западного округа.
Увеличение количества жалоб в Страхнадзоре объясняют более
жесткой позицией страховщиков и их клиентов.
"Страхователи обращаются по любому поводу и требуют строгого
соблюдения условий выплаты, возросло число мошенничеств, — говорит Кирилл
Михалевский, руководитель Северо–Западной инспекции Страхнадзора. — С
другой стороны, у страховщиков появляется соблазн затянуть выплату или уменьшить
ее размер".
Читайте также:
Как страховщики отказывают в выплатах
Страховщики неохотно говорят об ухудшении работы, зато
посредники более откровенны.
"В этом году уровень неплатежей вырос в среднем в 3
раза, — отмечает Алексей Кузнецов, глава юридического бюро
"Правила страхования". — Качество выплат снизилось по всему рынку — это шаг
назад в развитии страхования. Кто платил хорошо, стал платить плохо, а кто
платил плохо — стал ужасно".
Алексей Кузнецов добавляет, что многие страховщики начинают
искать формальные поводы для отказа, организуют волокиту, чтобы выплату можно
было получить только через суд. "К сожалению, на страхование
не распространяется закон о защите прав
потребителя, — говорит он. — Фактически клиент кредитует страховщика
под 15% годовых в рублях: именно столько обычно присуждает суд за понесенные
издержки и пользование средствами. К тому же не всякий страхователь пойдет в
суд, и не всякий суд решит дело в его пользу".
Даже добросовестно работающие игроки стали более строго
относиться к соблюдению условий договора. Например, к нарушению сроков обращения
в страховую компанию после наступления страхового случая, своевременному вызову
необходимых служб на место ДТП, рассказывает генеральный директор
Кредитно–страхового партнера "Нибелунг" Антон Барихновский.
"Кроме того, увеличились отказы по выплатам "без справок",
поскольку сумма ущерба может незначительно превысить лимит, в итоге случай
признается нестраховым", — отмечает он.
В Союзе страховщиков Петербурга обеспокоены ухудшением
обстановки на рынке. "Нагрузка на компании увеличилась, прошли сокращения и
внутренняя реорганизация — все это сказывается на качестве выплат, —
объясняет президент союза Евгений Дубенский. — Ухудшение платежей также
связано с изменением взаимоотношений филиалов и Москвы". По его словам,
центральные офисы компаний специально централизуют работу, чтобы увеличить время
выплат.