"Русские круизы" продали. Тайна осталась

Автор фото: "ДП"
Ольга Каргина

Ольга Каргина объявила о продаже принадлежащего ей речного перевозчика "Русские круизы". Сделка произошла на фоне судебных претензий со стороны высокопоставленных клиентов.

Глава госучреждения "Управление водного транспорта" Ольга Каргина заявила о продаже "Русских круизов", которыми она владела и управляла с 2000 года. По разным оценкам, компания занимает 10–20% городского рынка речных пассажирских перевозок.
В собственниках "Русских круизов", по данным ЕГРЮЛ за 11 марта 2009 года, значится некий Александр Новиков. Для речного рынка это новый человек: основные игроки никогда не слышали о нем. Однако, как рассказал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев, Александр Новиков уже присутствовал на одном из последних заседаний ассоциации.
Впрочем, Зубарев отмечает, что так и не пообщался с новым владельцем "Русских круизов". Получить комментарии Александра Новикова вчера не удалось.
Причиной продажи бизнеса перед самым началом сезона Ольга Каргина назвала переход на работу в Управление водного транспорта, созданное Смольным в конце 2008 года для регулирования рынка. По ее словам, теперь она занимается исключительно административной деятельностью.
Ольга Каргина Ольга Каргина
Переговоры о покупке "Русских круизов" начались осенью 2008 года, когда компания оценивалась примерно в $10 млн. Так, представители ОАО "Северо–Западное пароходство" (лидер рынка) рассматривали возможность выкупа флота компании. Но, как сообщил источник, знакомый с вопросом, акционеры СЗП решили отказаться от сделки и не увеличивать собственный флот из–за неопределенности на речном рынке.
Интересно, что основной актив бывшего бизнеса Ольги Каргиной — пассажирский флот из 21 судна (один из крупнейших в России) — не принадлежит "Русским круизам". Компания его только арендует. Ранее суда были на балансе ООО "Оскар" (аббревиатура имени Ольги Сергеевны Каргиной). Теперь, по словам Виктора Семиренко, который вместо Каргиной возглавил компанию еще в начале года, cуда арендуются у другой компании, название которой не указывается.
Несмотря на заявление Ольги Каргиной о продаже компании, конкуренты уверены, что она все еще принимает участие в управлении. Этому есть и косвенные подтверждения: по данным той же выписки из ЕГРЮЛ, Ольге Каргиной принадлежит 50% компании.
Примечательно, что продажа "Русских круизов" произошла на фоне расследования уголовного дела по факту нашумевшей в сентябре 2008 года аварии "метеора", работавшего под брендом "Русских круизов". Это комфортабельное судно село на мель в акватории Финского залива, в результате чего пострадали девять человек.
Как выяснилось, это были высокопоставленные участники всероссийской конференции "Инновационные технологии радиоэлектронного комплекса". Среди них Владимир Верба, председатель совета директоров ОАО "Концерн "Вега" (объединяет 13 промышленных предприятий, в том числе НИИ "Кулон", КБ "Луч", НПП "Рубин"), Надежда Вилкова, генеральный директор ЗАО "Московский научный институт телевизионных исследований", Юрий Николашин, генеральный директор ОАО "Интелтех", Леонид Меличев, генеральный директор ОАО "Завод им. Козицкого", и Борис Иванов, член президиума Торгово–промышленной палаты РФ.
Скандал дошел до министра транспорта Игоря Левитина, который взял дело на свой контроль. На днях пострадавшие потребовали с "Русских круизов" компенсации за моральный и физический ущерб. Их заявления были приобщены к уголовному делу об аварии, которое через 2–3 недели должно уже быть передано в суд.
Общая сумма всех исков и требований пока не превышает 10 млн рублей, однако, как уверены истцы, взять с "Русских круизов" все равно нечего.
"Все пароходы, катера и офисы они арендуют, ничего своего у них, по нашим данным, нет, — говорит представитель потерпевших — глава юридической фирмы "РосРазвитие" Игорь Елисеев. — Возмещать ущерб компания отказалась. Так что мои клиенты собираются получить судебные решения и подавать иск о банкротстве этой компании. Также они намерены ставить в Смольном вопрос о служебном соответствии самой Каргиной". В "Русских круизах" не смогли оперативно прокомментировать информацию о претензиях со стороны потерпевших и оценить, смогут ли эти претензии повредить бизнесу компании.
Сама Ольга Каргина заявила, что все вопросы о судебных исках стоит направлять новому владельцу "Русских круизов", к которым она теперь не имеет отношения.