В рыночном кювете

Рынок грузовых автомобилей переживает резкий спад. Попытки поддержать отечественных производителей заградительными пошлинами на импорт не приносят успеха.

По данным аналитического агентства "Автостат", за первые 3 месяца 2009 г. в Россию ввезли 4,7 тыс. грузовиков (против 23,3 тыс. за тот же период 2008 г.).
Сокращение импорта имеет ряд причин. Среди них — увеличение в январе 2009 г. таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок. Мера, направленная на поддержку местного производства, пока себя не оправдывает.
В частности, ОАО "КАМАЗ" в I квартале 2009 г. сократило выпуск автомобилей на 61% по сравнению с прошлым годом — до 5,15 тыс. Суммарно производство грузовиков в РФ в I квартале, по данным Росстата, сократилось на 75%. По подсчетам аналитиков "АСМ–Холдинг", в январе–марте 2009 г. было выпущено 15,9 тыс. грузовиков (против 66 тыс. годом ранее).
Розничные продажи грузовой техники также падают. С начала 2009 г. в Петербурге они сократились более чем в 2 раза. В 2008 г. в городе было продано 122,5 тыс. грузовых автомобилей.
По мнению коммерческого директора ООО "ИВ–Сервис" (официальный дилер Iveco) Леонида Гуськова,­ ближайшие 2 года будут тяжелыми для дилеров. "Сегодня в основном распродаются складские запасы, новых автомобилей заказывают крайне мало, — говорит он, — кроме того, упал платежеспособный спрос".
Основными потребителями грузовой техники были девелоперские, дорожно–строительные и транспортные компании.
Интересно, что на фоне сокращения импорта грузовиков, как утверждают участники рынка, местные автомобили дорожают, хотя качественнее зарубежных не становятся.
Сломался — под забор.
Еще одна проблема дилеров грузовой техники — падение спроса на сервисные услуги. В среднем оно составляет 40%. "Сломанные машины ставят к забору до лучших времен, а те, что на ходу, просто не отправляют на плановое техобслуживание или ремонт", — рассказывает Александр Бабушкин, генеральный директор ООО "Сотранс–Авто".
По мнению представителя ООО "Петроскан" (дилер Scania) Сергея Носкова, к 2010 г. ситуация на рынке начнет стабилизироваться. При этом "выживут официальные дилеры благодаря поддержке заводов–производителей".
Юлия Чаюн