Ходорковский: "Своей вины не признаю"

В затяжной истории с "делами ЮКОСа" произошло сразу два заметных события. Сам Михаил Ходорковский и его партнер–подельник Платон Лебедев, как это и ожидалось, не признали себя виновными. И в этот же день суд условно–досрочно освободил экс–юриста "ЮКОСа" Светлану Бахмину.

Как передает РИА "Новости", экс–глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев, выступая во вторник в суде, отвергли все предъявленные им в рамках второго уголовного дела обвинения.
"Нет, своей вины не признаю", — сказал Ходорковский. Эту фразу он повторил, комментируя каждый пункт обвинения.
Аналогичное заявление сделал и Лебедев. "Я вообще в своей жизни никогда ничего не похищал", — сказал он.
Но главные события развернулись вчера. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев заявили, что не понимают предъявленного им обвинения, и попросили их разъяснить, причем многие из требований подсудимых и заявленных ими ходатайств носили почти курьезный характер.
После того как гособвинитель Валерий Лахтин 16 апреля дочитал обвинительное заключение, обвиняемые должны были дать ответ, понятно ли им обвинение, признают ли они себя виновными и желают ли высказать свое отношение к обвинению.
И здесь у подсудимых обнаружились многочисленные вопросы. Собственно все вчерашнее заседание и заняло долгое перечисление деталей и подача ходатайств суду. Это несмотря на то, что гособвинитель просил подсудимых быть как можно более краткими.
Судья разрешил перечислить непонятные моменты в обвинении, но коротко. Коротко не получилось хотя бы потому, что у Ходорковского нашлось непонимания моментов обвинения на 25 ходатайств.
Прежде всего Ходорковский попросил обвинение разъяснить значение ряда терминов. По его мнению, у обвинения может быть отличное понимание смысла этих слов от того, как они трактуются словарями и законодательством.
В частности, он просил гособвинителя объяснить такие слова, как "противоправность", "безвозмездность", "мнимый", "рыночная цена", "выручка", "материнское общество", "дочерняя компания", "прибыль", "цена", "подставной", "номинальный", "подложный", "фиктивный" и "нефть" — в общей сложности порядка 70 слов.
Он даже пообещал признать себя виновным, если ему разъяснят, например, как можно похитить нефть путем зачисления ее на баланс какого–либо предприятия. При этом выступление Михаила Ходорковского сопровождалось демонстрацией слайдов, хотя обвинение и было против.
Ходорковский также отметил, что не нашел в материалах дела упоминаний ни о предмете похищения, ни о способе совершения преступления, ни мотивов, которыми он при этом мог руководствоваться. Не понял экс–глава "ЮКОСа", и каким мотивом он, по мнению следствия, руководствовался.
По словам адвоката Ходорковского Натальи Тереховой, которые приводит интернет–издание "Газета", судья и гособвинитель оказались просто в растерянности после того, как ее клиент указал на многочисленные пробелы и нестыковки в уголовном деле.
Судья не останавливал экс–главу "ЮКОСа", хотя в его словах и интонациях явно была ирония над обвинением, однако ни одно из ходатайств так и не было удовлетворено и в разъяснениях отказано, хотя за ответ на один из вопросов Ходорковский пообещал признать себя виновным.
Платон Лебедев был более краток. По его словам, он также не понял многое из того, что содержится в уголовном деле. После таких выступлений обвиняемых сегодняшнее непризнание их себя виновными стало лишь проформой.
Немаловажное значение имеет в данном случае то, что весь этот спектакль имел место после того, как президент Дмитрий Медведев демонстративно нейтрально высказался по поводу второго "дела Ходорковского". После этого даже казавшийся совершенно определенным финал процесса, с новым длительным сроком отсидки и триумфом обвинения, кажется уже не столь ясным.
Сегодня же произошло еще одно немаловажное событие. РИА "Новости" сообщило, что условно–досрочно освобождена экс–юрист "ЮКОСа" Светлана Бахмина, осужденная за хищение акций и неуплату налогов.
Напомним, что Лебедев и Ходорковский в 2005 году были осуждены на 8 лет лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против них было возбуждено новое уголовное дело об отмывании денег.
В рамках нового дела Генпрокуратура РФ обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 млрд рублей и $7,5 млрд с 1998 по 2004 год. Обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией средств, вырученных от ее продажи.