ВАС одобрил борьбу ФАС

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) встает на сторону Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая штрафует банки за недостаток информации в рекламе.

Это может привести к тому, что банкам придется в рекламных объявлениях указывать все параметры вкладов и кредитов.
Президиум ВАС рассмотрел первое в своей практике дело о рекламе банковских услуг.
Ранее УФАС по Хабаровскому краю оштрафовало Град–банк (Хабаровск) за введение в заблуждение потребителей рекламы.
Банк разместил в местных СМИ рекламную информацию о выдаче кредитов "от 20% годовых под залог имущества" и о приеме вкладов "с доходностью до 18% годовых".
Сотрудники УФАС, разобравшись с условиями договоров, решили, что в рекламе нет всей необходимой информации об услугах. В результате УФАС привлекло Град–банк к ответственности за нарушение законодательства о рекламе и дважды оштрафовало банк по 40 тыс. рублей.
Град–банк обратился в арбитражный суд Хабаровского края, но тот поддержал УФАС. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций признали решение УФАС недействительным. ВАС, удовлетворив жалобу ведомства, поставил в истории точку.
ФАС борется с недобросовестной рекламой уже несколько лет, хотя в кризис несколько меньше. В частности, ведомство стало инициатором кампании по раскрытию банками полной стоимости кредитов. Затем уже к ФАС подключились Роспотребнадзор, Генпрокуратура, Банк России.
В частности, ФАС заставила банк "Русский стандарт", который не указывал в своих материалах регулярность взимания комиссии за расчетно–кассовое обслуживание в размере 1,9% от суммы кредита, отказаться от комиссии вообще. Летом прошлого года похожие претензии ФАС предъявила Хоум Кредит энд Финанс Банку, а 19 февраля сообщила о выигрыше дела в суде.
По мнению экспертов, судебная практика по делам о рекламе банков все чаще складывается в пользу ФАС не только в президиуме ФАС, но и в судах нижестоящих инстанций.
Банкиры полагают, что в точности выполнить требования ФАС крайне сложно. По их словам, в рекламе вкладов придется указывать наименование, сумму и валюту, срок, процентную ставку, порядок выплаты процентов, дополнительные взносы.
Впрочем, директор северо–западного филиала Росбанка Илья Злуницын считает, что требования ФАС в основном оправданы. "Клиент должен точно знать условия вкладов, прежде всего реальные процентные ставки, — говорит он, — однако и чрезмерно утяжелять рекламное объявление не стоит". По его словам, в рекламном объявлении упоминание о дополнительных условиях могут быть реализованы в виде сносок–звездочек с отсылкой, например, на сайт банка, где помещена более подробная информация об услугах .