13:0301 апреля 200913:03
5просмотров
13:0301 апреля 2009
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) встает на сторону Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая штрафует банки за недостаток информации в рекламе.
Это может привести к тому, что банкам придется в рекламных
объявлениях указывать все параметры вкладов и кредитов.
Президиум ВАС рассмотрел первое в своей практике дело о
рекламе банковских услуг.
Ранее УФАС по Хабаровскому краю оштрафовало Град–банк
(Хабаровск) за введение в заблуждение потребителей рекламы.
Банк разместил в местных СМИ рекламную информацию о выдаче
кредитов "от 20% годовых под залог имущества" и о приеме вкладов "с доходностью
до 18% годовых".
Сотрудники УФАС, разобравшись с условиями
договоров, решили, что в рекламе нет всей необходимой информации об
услугах. В результате УФАС привлекло Град–банк к ответственности за нарушение
законодательства о рекламе и дважды оштрафовало банк по 40 тыс. рублей.
Град–банк обратился в арбитражный суд Хабаровского края, но
тот поддержал УФАС. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций признали
решение УФАС недействительным. ВАС, удовлетворив жалобу ведомства, поставил в
истории точку.
ФАС борется с недобросовестной рекламой уже несколько лет,
хотя в кризис несколько меньше. В частности, ведомство стало инициатором
кампании по раскрытию банками полной стоимости кредитов. Затем уже к ФАС
подключились Роспотребнадзор, Генпрокуратура, Банк России.
В частности, ФАС заставила банк "Русский стандарт", который
не указывал в своих материалах регулярность взимания комиссии за
расчетно–кассовое обслуживание в размере 1,9% от суммы кредита, отказаться от
комиссии вообще. Летом прошлого года похожие претензии ФАС предъявила Хоум
Кредит энд Финанс Банку, а 19 февраля сообщила о выигрыше дела в суде.
По мнению экспертов, судебная практика по делам о рекламе
банков все чаще складывается в пользу ФАС не только в президиуме ФАС, но и в
судах нижестоящих инстанций.
Банкиры полагают, что в точности выполнить требования ФАС
крайне сложно. По их словам, в рекламе вкладов придется указывать наименование,
сумму и валюту, срок, процентную ставку, порядок выплаты процентов,
дополнительные взносы.
Впрочем, директор северо–западного филиала Росбанка Илья
Злуницын считает, что требования ФАС в основном оправданы. "Клиент должен
точно знать условия вкладов, прежде всего реальные процентные
ставки, — говорит он, — однако и чрезмерно утяжелять рекламное
объявление не стоит". По его словам, в рекламном объявлении упоминание о
дополнительных условиях могут быть реализованы в виде сносок–звездочек с
отсылкой, например, на сайт банка, где помещена более подробная информация об
услугах .