Руководитель кластера по продажам Nokia: в России мы хотим занять большую долю рынка

Автор фото: Trend

Виктор Сайс, руководитель кластера по продажам Nokia, о том, как работать с потребителями, которые "хотят получить за $90 товар, который стоит $100"

Nokia уже озвучивала планы по влиянию кризиса - 10%-ное снижение объемов мирового рынка сотовых телефонов в 2009 году. Каких результатов вы ожидаете в России?
- В России рынок может сократиться еще больше из-за слабости экономики. Но меня не очень беспокоит эта ситуация, потому что рынок обязательно вернется на прежние позиции. В этом все убеждены. Вопрос только в том, когда это произойдет. Настоящая экономическая ситуация имеет свои преимущества - она предоставляет возможность нам укрепить позиции на рынке.
То есть вы считаете, что расстановка сил на рынке после кризиса изменится?
- Да. Изменения на рынке происходят уже сейчас. Активно действуем не только мы, но и наши конкуренты - Samsung, Sony Ericsson, LG, Apple, HTC. Из других секторов IT-бизнеса выделяется Google. Все хотят получить свой кусок пирога. Я считаю, что сильные компании будут становиться еще сильнее, а слабые могут свернуть бизнес и прекратить существование. Возможно и появление новых игроков на рынке.
Кризис изменил предпочтения людей. Теперь трудно ждать каких-то революций в области мобильных телефонов, потому что пользователи вряд ли готовы за них платить. Кризис изменил направление мысли ваших разработчиков?
- Идеи, которые рассматривают разработчики, не зависят от экономической ситуации, которая существует в мире. Общая философия, которую мы разделяем, - обеспечение пользователей тремя экранами, чтобы общаться с внешним миром: семьей, друзьями, партнерами по бизнесу. Это экраны компьютера, телевизора и мобильного устройства.
Что касается развивающихся рынков, мы изучаем потребности людей в каждом конкретном регионе. Например, в Африке мы стремимся создать наиболее эффективную мобильную телефонию с точки зрения стоимости. Кроме того, мы обратили внимание, что в некоторых регионах Африки несколько членов семьи пользуются одним и тем же мобильным телефоном, он заменяет им стационарный аппарат.
Мы создали дополнительную функцию, позволяющую иметь в одном мобильном телефоне несколько адресных книжек. А в Индии люди часто узнают посредством мобильного телефона цены на продукцию в соседних деревнях, чтобы отправиться торговать на тот рынок, где цены выше. Мы также встроили необходимый функционал, который помогает им использовать мобильный телефон с большей для себя практической пользой.
Какова специфика потребителя в России?
- Потребители здесь хотят покупать новинки - товар, который бы показывал их статус и образ жизни. Кроме функциональности продукта им крайне важен дизайн. Это россиян отличает от многих европейцев, которым зачастую нужна только голосовая связь.
Теперь скажу, что мы собираемся сделать с мобильными телефонами специально для России. Во многих городах страны очень плотное дорожное движение. Предполагается, что на экране мобильного телефона можно будет отслеживать формирование пробок на улицах крупных городов.
В конце прошлого года средняя стоимость проданного мобильного телефона в России упала на $ 30-50 по сравнению с началом года. Что делает Nokia, для того чтобы поддерживать продажи телефонов, особенно в высокоценовом сегменте?
- Во время экономического кризиса потребители играют на понижение цены. Они хотят получить за $ 90 товар, который в действительности стоит $ 100. Но, если создать правильную концепцию продвижения товара, можно успешно продавать и дорогостоящую продукцию. Например, только что анонсированная модель Nokia E75 с QWERTY-клавиатурой (традиционная компьютерная раскладка клавиш на клавиатуре. - Ред.) продвигается как модель для пользователей, которым важна простота использования технологий. Например, установка почтового ящика - это три простых шага.
Россия находится на особом положении среди потребителей линейки дорогих телефонов, поэтому при разработке этих аппаратов учитываются особенности российского рынка.
Значит ли все это, что ваши вложения в маркетинг в России во время кризиса станут больше?
- По крайней мере, сокращение маркетингового бюджета не планируется, пока мы не достигли запланированных показателей по доле рынка. Наша цель - занять в России большую долю рынка, чем мы имеем во всем мире, а это около 40%.
Вы продолжаете развивать направление мобильной видеосвязи? Известно, что видеозвонки не получили большого распространения в Европе, не пользуются они популярностью и в России.
- Видеозвонки пока не получили еще своего признания, к моему большому сожалению, в связи со слабым развитием 3G-сетей в России, СНГ и Турции. Но я думаю, что история с мобильными видеозвонками будет такая же, как с видеоконференциями. Первоначально качество изображения во время видеоконференций было очень плохое, сейчас же создается такое впечатление, что вы с собеседниками сидите в одной комнате. Когда мобильная видеосвязь окажется на таком же высоком уровне, люди поймут, что это им удобно и нужно.
Что еще, по вашему мнению, люди недооценивают сейчас, а потом будут активно использовать?
- Загрузка музыки, доступ в Интернет. В частности, использование мобильного телефона для выхода в социальные сети "ВКонтакте", "Одноклассники". В одной из новых моделей будут предустановлены виджеты для удобного доступа в российские социальные сети, в онлайн-магазин Nokia OVI, где потребители могут скачивать музыку, игры, обмениваться различными фото и видео. Во второй половине 2009 года мы запустим онлайн-магазин Nokia Music Store, где потребители смогут получить доступ к музыкальным каталогам зарубежной и российской музыки. У нас большие планы в области сервисов, и сейчас мы разворачиваем ключевые сервисы в России, среди которых игры, навигация, музыка и многое другое.
Смартфоны Nokia позволяют смотреть мобильное телевидение. Но операторы его не продвигают. Видимо, считают услугу невостребованной. Собираетесь ли вы сами продвигать мобильное телевидение?
- Это связано с развитием сетей 3G. Не имея полноценной сети, сложно продвигать услугу. В Европе мобильное телевидение достаточно популярно. Мы не считаем, что операторы не заинтересованы в продвижении.
Если бы операторы были заинтересованы, они бы упростили процесс настройки этой услуги для клиентов.
- Надо принять дополнительные усилия совместно с операторами мобильной связи, чтобы продвигать эти сервисы. Некоторое время назад я беседовал со своим коллегой из Финляндии, который отвечает за развитие сервисов Nokia. Он отметил, что неплохо было бы использовать Петербург для продвижения, анонсирования наших пилотных проектов. Петербург по количеству населения сопоставим со всей Финляндией, люди здесь достаточно образованные, в городе имеется покрытие 3G-сетью. В Петербурге можно пробовать новые сервисы, а потом применять накопленный опыт при работе в других городах России. Я буду делать все возможное, чтобы этот проект по продвижению сервисов в Петербурге состоялся.
С наступлением кризиса в России подешевела рабочая сила, появилось много свободных рук. Было бы Nokia интересно разместить свое производство в России?
- Nokia постоянно держит руку на пульсе в плане возможностей развития производства во всем мире. Мы учитываем не только стоимость рабочей силы, но и опыт работы, стоимость доставки продуктов с заводов в конкретные страны. В настоящее время планов по размещению производства в России у нас нет.
Справка
Рынок аппаратов сотовой связи в России
По итогам 2008 года объем рынка составил $7,5 млрд. По прогнозу Mobile Research Group, в 2009 году рынок сократится до $6 млрд.
В 2008 году у Nokia было 38% российского рынка сотовых аппаратов в денежном измерении. В 2008 году россияне чаще, чем другие европейцы, загружали контент из магазина Nokia Download!