Мы не хотим быть Минспада

Начало недели на биржах, включая биржу прогнозов и гаданий, ознаменовалось приливом оптимизма. Причиной послужило заявление замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача о том, что его ведомство ожидает роста ВВП России в IV квартале.

Ну да, действительно, это же Минэкономразвития, а не Минэкономспада, как можно было бы предположить по результатам последних месяцев, так что логично ожидать от этого ведомства прорицаний не в красной, а в зеленой зоне. Существует ли логическое оправдание такому оптимизму? Может быть, растут инвестиции в экономику? До предприятий дошла обещанная помощь?
Стал мало-помалу увеличиваться платежеспособный спрос? Может быть, власти стали помогать не только экспортерам энергоносителей, и мы перестали зависеть от конъюнктуры цен на нефть? Пока замминистра ничего не остается, кроме как проявлять оптимизм и в отношении последних, хотя тому, кто сумеет предсказывать цены на нефть хотя бы в перспективе месяца, можно сразу давать Нобеля.
Еще Клепач считает, что ВВП страны во II и III кварталах года будет выше показателей I квартала, а инфляция в марте будет меньше, чем в том же месяце прошлого года. Не очень понятно, зачем сравнивать инфляцию, допустимую в условиях растущей экономики, с инфляцией в условиях экономики падающей. В развитых странах нынешний спад привел к резкому уменьшению инфляции, и только мы совмещаем прелести закрытия производств и галопирующей безработицы с ростом цен на товары, на которые все меньше охотников.
Биржи, которым нужен хоть какой-то повод для оптимизма, после слов Клепача начали расти. Могут сказать, что заявления наших чиновников не главное и радостная волна перелилась к нам из-за океана, где биржевики с похожей надеждой встретили похожие высказывания. Министр финансов США Тимоти Гайтнер вновь продемонстрировал миру свою волшебную палочку, взмахнув которой он убедит частных инвесторов вкладываться в "токсичные активы".
Но ведь американцам полагается быть оптимистами, им некуда деваться, кроме как этот оптимизм экспортировать, особенно если мир перестанет принимать их теперешний главный продукт экспорта, доллар. А нашему правительству вряд ли удастся заставить даже само себя, не то что других, поверить в обещания лучшего. Во-первых, потому что много прогнозов уже делалось: и про перемещение к нам финансового центра мира, и про удвоение ВВП, и про Нью-Васюки.
В этой нерадостной ситуации правительству давно хочется сказать людям что-нибудь позитивное, а сказать по большому счету нечего. Ведь уже забылись и наш выигрыш Олимпиады 2014 года, и даже ошеломительная победа нашей поп-культуры в лице Димы Билана на прошлом "Евровидении". Теперь люди чаще задают себе низменный вопрос: "А сколько это будет стоить?"
К двум вечным русским вопросам: "Кто виноват?" и "Что делать?", кажется, прибавился третий, а именно: "Когда закончится кризис?"
Столь же риторический.