Mail.ru разрастется на четверть

Автор фото: dpmoney

Рынок стоит на "паузе", "железо" дорожает благодаря росту курса доллара, рекламодатели не спешат расставаться с деньгами. Несмотря на это  генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин уверен, что потребность в интернете будет только увеличиваться.

"Мы готовились к тому, что январь и февраль станут не очень хорошими для российского интернета. Дальше прогнозировать было сложно. Но были надежды, что ситуация постепенно начнется выправляться. По итогам февраля у нас рост рублевой выручки составил 40%, в долларовом эквиваленте, соответственно, рост где-то 3-4%. Опять же, мы готовились к тому, что январь будет хуже, но месяц оказался не так уж и плох. Хотя сама тенденция, на мой взгляд, ухудшается. То есть деньги становится зарабатывать все тяжелее, усилий для того, чтобы заработать каждый доллар надо прилагать больше. Пока в марте ситуация хуже, чем в начале года: растет дебиторка. Мы уже настраиваемся на то, что результаты 2009 года вряд ли превзойдут год минувший. Скорее всего, рост на рекламном рынке будет нулевым.
Что касается увольнений: мы постарались их избежать. Для нас оптимальное количество персонала – 500 человек. Мы стараемся придерживаться этого уровня. Даже начали немного поднабирать народ. Рынок труда претерпел изменения и стал рынком работодателей. Хотя, что касается интернета, здесь изменения не настолько сильные. Все ждали, что на рынке труда появится много программистов и других интернет-специалистов. Эта тенденция появилась, но пока она не настолько сильна, как все ожидали. Возможно, это связано с тем, что интернет славился тем, что здесь итак был достаточно большой процент высококвалифицированного персонала. Поэтому пока эти специалисты держатся на своих местах.
В целом, ситуацию я бы охарактеризовал так: она выглядит более оптимистичной, чем мы ожидали, но при этом тенденция ухудшается. Несмотря на то, что мы видим рост рекламной выручки в рублях, мы понимаем, что стратегически ситуация ухудшается. Курс рубля к доллару изменялся, маржинальность бизнеса уменьшается.
Рынок готовится к тому, что клиент будет требовать большие скидки и снижения цен. Я не могу сказать, что все упало, например, в пять раз. Но рекламодатели нажимают на "Паузу". В период кризиса мы стараемся не потерять важных и нужных людей, не расставаться с ними, максимально контролировать ситуацию. С тем, чтобы когда она начнет исправляться сразу же этим воспользоваться. Для рынка актуален режим "Паузы". Он не нажимает на "Стоп", но держит руку на "Паузе" и смотрит, какое развитие ситуации будет в марте-апреле.
При этом хочу отметить, что в январе, феврале и марте аудитория у нас продолжает расти. Если говорить о показателе год-к-году, то рост может составить больше 25% по аудитории. Немного меняются предпочтения. Посетители интернета начинают больше интересоваться новостями. Интенсивность использования новостных проектов повышается. Насколько ситуация будет сохраняться предсказать сложно, но пока мы видим, что посетители интернета с развлекательного сегмента перемещаются в новостной.
Я бы определил две возможные проблемы, которые могут возникнуть у компаний, работающих в Интернете. Во-первых, это дорожающее "железо". Во-вторых, телекомы, то есть крупные компании, с помощью которых наша продукция доходит до потребителей. У ряда этих компаний довольно большие долларовые кредиты. Крупные телекоммуникационные компании стали сворачивать инвестпрограммы, перестают инвестировать в новые каналы, например. Возможно, это скорректирует ситуацию с приростом аудитории. Может спасти ситуацию то, что сейчас производители компьютеров пытаются уйти в сегмент очень дешевых компьютеров – средней стоимостью $300-400. Я общался с представителями компании "М. Видео". Они говорят, что у них это товар №1 по продажам. Они не ожидали, что у них сметут все эти дешевые ноутбуки. Возможно, это станет антикризисным решением для продолжение роста компьютерной базы во всем мире.
Если раньше у нас была стратегия: мы живем на телекоммуникационных компаниях и сами в этот бизнес не лезем, то теперь мы будем ее менять и пытаться какую-то часть брать на себя и этим заниматься. Единственный позитивный момент сейчас для работы на московском рынке – подешевело электричество. Не с точки зрения потребления, а с точки зрения получения больших мощностей"