ЗСД остался временно без средств Дерипаски

Автор фото: "ДП"

Строительство Западного скоростного диаметра в ближайшие два года будет вестись на государственные средства. Инвестор – структуры Олега Дерипаски, должны были вложить в трассу более 100 млрд рублей.

Общая стоимость строительства ЗСД составляет 213 млрд рублей, из которых 108 млрд должен был вложить инвестор - консорциум "Невский меридиан" во главе с "Базэлом" Олега Дерипаски. Однако вице-губернатор Юрий Молчанов заявил, что привлечь частные средства в таких объемах "Невский меридиан" не сможет, поэтому принято решение в 2009-2010 годы вести строительство на государственные средства.
Сейчас готовится постановление правительства РФ, где будет определена схема финансирования с участием федерального и городского бюджетов. "На два года нам придется забыть об инвестфонде и концессионере", - подчеркнул Юрий Молчанов. В 2009 году город планирует выделить на строительство ЗСД 3 млрд рублей, еще 6 млрд рублей власти рассчитывают получить из федерального бюджета.
В "Базэле" подчеркивают, что по-прежнему заинтересованы в проекте. По словам заместителя гендиректора компании "Главстрой" (структура "Базэла") Карена Мдиваняна, курирующего петербургские строительные проекты компании, в условиях кризиса, когда долгосрочные кредитные средства стали недоступны, городу будет выгоднее строить ЗСД за счет бюджетных средств, а не через механизм концессии. Если при улучшении ситуации на рынках город будет готов вернуться к концессионному финансированию, компания примет участие в проекте.
Однако эксперты не исключают, что государство продолжит финансирование ЗСД до конца. "Это было бы правильно: непонятно, каким образом обосновать передачу трассы концессионеру или выстроить приемлемую коммерческую схему с учетом масштаба затрат государства", - говорит Денис Назаров, старший менеджер по проектному финансированию и ГЧП консалтинговой компании "Грант Торнтон".
При этом темпы реализации проекта будут снижены, и окончательно завершить строительство магистрали планируется в 2013-2014 гг. До середины 2010 г. планируется достроить трассу ЗСД до развязки с Благодатной ул. Стоимость этих работ Юрий Молчанов оценил в 8 млрд рублей. К концу следующего года открытый участок ЗСД планируется сделать платным.
ЗСД остался временно без средств Дерипаски ЗСД остался временно без средств Дерипаски
"Условия, в которых мы сейчас живем, подходят под понятие форс-мажор, - говорит Юрий Молчанов. - Мы внимательно изучаем варианты развития проектов, находим взаимопонимание с инвесторами". Он также сообщил, что во всех концессионных договорах прописана возможность досрочного расторжения контракта. В частности, за 2 года город в зависимости от ситуации решит, продолжать ли сотрудничество с "Невским меридианом".
От остальных проектов в Смольном не отказываются, но сдвигают сроки. Так, итоги конкурса по Орловскому тоннелю будут подведены в 2010 году, но до тех пор планируется начать проектирование объекта. Итоги конкурса по "Надземному экспрессу" будут подведены в июне 2009 года.
Наиболее реальным сегодня считается проект аэропорта Пулково. "Аэропорт с пассажиропотоком более 5 млн человек в год, к тому же являющийся монополистом в регионе, не может быть неприбыльным, а значит - это выгодный объект для инвестиций", - отмечает Денис Назаров.
На заметку
213 млрд рублей - стоимость ЗСД. Победитель конкурса - консорциум ООО "ЗСД Невский меридиан" ("Базэл", "Мостоотряд №19", Strabag AG, Hochtief PPP Solutions, Bouygues Travaux Public, Egis Projects).
Юлия Шмыглевская