Уже к концу 2009 года с рынка полиграфических услуг Петербурга может уйти около половины игроков. Бизнесмены видят спасение отрасли в отмене пошлин на ввоз сырья из-за рубежа.
Руководители петербургских типографий оценивают уменьшение
объема доходов в 30-50%. Участники рынка называют одной из первых жертв кризиса
типографию "Гулливер".
Как сообщают два анонимных источника на рынке, в 2008 году
предприятие закупило дорогостоящее оборудование, а теперь у него возникли
трудности с кредиторами. Директор "Гулливера" Юрий Торлопов отказался
комментировать ситуацию, сообщив, что компания не закрылась.
Среди других потенциальных жертв - те, кто делал ставку на
рекламную продукцию (до кризиса занимала 35% полиграфических услуг). По оценке
Союза полиграфистов СПб, спад доходов по этому направлению составляет 50-60%.
Поступления от печати журналов уменьшились на 40%, книг - на 25%. Производство
упаковки сократилось на 20%.
"Если ситуация не выправится, в 2009 году с рынка полиграфии
могут уйти 50% игроков из тех, кто занимается рекламой, 30% производителей
упаковки", - прогнозирует генеральный директор "Санкт-Петербургской образцовой
типографии" Алексей Филатов.
Директор типографии "Дитон" Григорий Егоров считает, что
если до конца III квартала 2009 г. ситуация не улучшится, то рухнет 40% рынка.
Кризис лишь обострил проблемы в отрасли. "И до него всего
10% типографий работали успешно, 50% - еле-еле, остальные себя чувствовали
плохо", - говорит президент Союза полиграфистов СПб Сергей Радванецкий.
Филатов добавляет, что цены на полиграфическую продукцию в
последние 3-4 года почти не росли: на рынке усилилась конкуренция,
игроки начали демпинговать. Сейчас демпингующих стало еще больше.
"Практически все игроки рынка работают в минус", - говорит
Егоров. Многие типографии отпустили сотрудников в отпуска, по сути, прекратили
работу.
Злую шутку с типографиями сыграло обилие кредитов. За
оборудование, активные закупки которого компании произвели в 2007-2008 годах,
оказалось непросто расплатиться. "В Москве у трех типографий банки забрали
оборудование, находившееся в лизинге", - говорит директор типографии Kella
Евгений Келин, конфисковано имущество у типографий.
Большинство опрошенных полиграфистов считают, что только
изменения в законодательстве способны оживить рынок.
Сейчас печатать глянцевые издания, рекламные проспекты за
границей дешевле, чем в России. Для них нужна мелованная бумага, которая в РФ не
производится, а при ввозе облагается 15% пошлиной. С учетом НДС 18% бумага
дорожает на 35,7%. Готовая продукция, ввозимая из-за рубежа, пошлиной не
облагается, НДС на нее - 10%.
По оценке Союза полиграфистов СПб, из-за оттока заказов за
рубеж российские типографии в 2008 г. недополучили около $2 млрд. "Надо отменить
пошлины на ввоз сырья и ввести их на ввоз готовой продукции", - говорит
Радванецкий. Сегодня члены Союза полиграфистов СПб направят обращение в ФАС по
поводу пошлин, ведущих к недобросовестной конкуренции с зарубежными
предприятиями.
Всего в России 16 тыс. типографий (95% - малый бизнес), в
Петербурге – 50-70 активных компаний.
Рост рынка в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, составил
всего 7-8% . В 2007 г. рост был около 15%.
Жанна Журавлева