Древняя японская игра Го, самая сложная интеллектуальная игра нашей цивилизации, правила которой, однако, необычайно просты. Го – не только игра, это искусство, наука стратегии, особое явление в области мировой культуры. Это традиционное знание, заключенное в рамки игры. Она поможет вам развить способности, научиться логически и стратегически мыслить. Рубрику ведет Президент Федерации Го (Москва, Россия) Игорь Гришин.
- Всю свою жизнь я рассказываю правила Го, - вздохнул он и улыбнулся.
- Кому Вы рассказываете их, Учитель?
- Кому? – переспросил он, глядя на меня, - себе, кому же еще.
- Ну, например, сейчас Вы рассказываете их мне, - возразил я.
- Сейчас? – он с удивлением посмотрел на меня, - сейчас я тоже рассказываю их себе. Это ты думаешь, что тебе. Так построена ситуация. В этом игра. Но в этом заключена не только игра, но и сами правила. Если я буду рассказывать их тебе, а не себе, то это будет означа ть , что я думаю, что знаю правила. А это не так.
- Кому Вы рассказываете их, Учитель?
- Кому? – переспросил он, глядя на меня, - себе, кому же еще.
- Ну, например, сейчас Вы рассказываете их мне, - возразил я.
- Сейчас? – он с удивлением посмотрел на меня, - сейчас я тоже рассказываю их себе. Это ты думаешь, что тебе. Так построена ситуация. В этом игра. Но в этом заключена не только игра, но и сами правила. Если я буду рассказывать их тебе, а не себе, то это будет означа ть , что я думаю, что знаю правила. А это не так.
- Так ты сам не знаешь правила Го?
- Знаю. Но должен каждый раз рассказывать их самому себе снова и снова. Так, как будто я их не знаю.
- Давай начнем с первого, - попросил я, - я буду записывать.
- Не надо включать записывание, лучше включи понимание. Го начинается с пустой доски, это первое правило. Понимаешь ли ты его?
- Думаю, что да, - ответил я, - что тут непонятного? Го начинается с пустой доски.
- Хорошо, - улыбнулся он, - тогда я проверю тебя. Можно? Где пустая доска, с которой начинается Го.
- Как где? – удивился я, - да где угодно. Где стоит доска, там и пустая. Или будет пустая. Если она не пустая – надо просто снять камни, которые стоят на ней.
- Снять камни? Как у тебя все просто. А почему мы имеем право их снять? Как они там оказались? Значит, доска была не пустая? Значит, мы нарушили первое правило? Еще вопрос, если позволишь. Где была доска, когда Го учил тебя видеть?
- Сейчас, сейчас, - заторопился я, - я примерно понимаю, о чем ты. Ты хочешь сказать, что либо пещера была доской, либо я сам. Но тогда, если доской была пещера, то Го не могло начаться, так как доска была не пустая. На ней уже стояло не менее двух камней – ты и я. Так, правильно? А если доска – это я, то тогда вроде бы все в порядке.
- Не в порядке, - возразил он.
- Почему не в порядке?
- Не в порядке, потому что доска была не пустая. Показать тебе камни? Камни, которые стояли на ней, или сам рас скажешь нам о них?
- Знаю. Но должен каждый раз рассказывать их самому себе снова и снова. Так, как будто я их не знаю.
- Давай начнем с первого, - попросил я, - я буду записывать.
- Не надо включать записывание, лучше включи понимание. Го начинается с пустой доски, это первое правило. Понимаешь ли ты его?
- Думаю, что да, - ответил я, - что тут непонятного? Го начинается с пустой доски.
- Хорошо, - улыбнулся он, - тогда я проверю тебя. Можно? Где пустая доска, с которой начинается Го.
- Как где? – удивился я, - да где угодно. Где стоит доска, там и пустая. Или будет пустая. Если она не пустая – надо просто снять камни, которые стоят на ней.
- Снять камни? Как у тебя все просто. А почему мы имеем право их снять? Как они там оказались? Значит, доска была не пустая? Значит, мы нарушили первое правило? Еще вопрос, если позволишь. Где была доска, когда Го учил тебя видеть?
- Сейчас, сейчас, - заторопился я, - я примерно понимаю, о чем ты. Ты хочешь сказать, что либо пещера была доской, либо я сам. Но тогда, если доской была пещера, то Го не могло начаться, так как доска была не пустая. На ней уже стояло не менее двух камней – ты и я. Так, правильно? А если доска – это я, то тогда вроде бы все в порядке.
- Не в порядке, - возразил он.
- Почему не в порядке?
- Не в порядке, потому что доска была не пустая. Показать тебе камни? Камни, которые стояли на ней, или сам рас скажешь нам о них?
Читайте также:
Доска из Хиросимы и веер Мастера
Воспоминание пронзило меня. Действительно, моя доска не была пустой. Ведь я
много ждал от того посещения. Взять хотя бы углы древних, которые притягивали
мое воображение. Или золотой мандалл, о котором я постоянно спрашивал Учителя в
то время. И если моя доска была не пустая, то Го не могло начаться на ней. Он
был прав. Но как ловко он подвел меня к этому!
- Подожди, подожди, - начал я, - то есть ты хочешь сказать, что те люди в
парке тоже были не с пустыми досками? Вернее так – их фанерные доски были пусты,
а они сами – нет? Они были переполнены такими камнями, что Го не могло начаться
на их главных, а не на учебных досках?
- Именно это я и хочу сказать, - улыбнулся Учитель.
- Именно это я и хочу сказать, - улыбнулся Учитель.
Уф. У меня сегодня хороший день, подумал я. Хороший день, если я без особой
внутренней борьбы с собой и над собой уловил смысл его сообщения. Мне явно
похорошело. Но тут я вспомнил, что, к сожалению, ничего не записал себе в
тетрадь. Даже той краткой формулировки первого правила, с которой он начал
объяснять.
Отрывок из книги "Шангриго". Продолжение
следует…
"Первый
русский учебник игры Го"