Взлетный год цен на авиакеросин

Комитет по транспортно-транзитной политике опубликовал обзор рынка авиационного керосина в 2008 году. Именна цена топлива определила финансовое положение авиационной отрасли.

Пик роста цен пришелся на июнь-июль, когда в аэропорту "Пулково" оптовая стоимость керосина превысила 34 тыс. рублей за тонну, сообщается в обзоре Комитета по транспортно-транзитной политике.
При этом в начале 2008 года оптовая цена составляла 25 тыс. рублей за тонну, а к декабрю произошло снижение до 21 тыс. рублей за тонну. Выше в момент пика цены были только в среднем по аэропортам Московского авиаузла, но потом резко начали расти и цены в екатеринбургском аэропорте "Кольцово". Колебания цен наблюдались во всех аэропортах страны.
Однако стоимость услуг по заправке самолетов в "Пулково" остается одной из самых высоких: с начала 2008 года она выросла примерно с 600 до 1100 рублей за тонну. Выше - только в Новосибирском аэропорту "Толмачево", где она стабильно держалась на уровне 1300 рублей за тонну на протяжении всего 2008 года.
Всего в России за прошлый год было произведено около 9,9 млн тонн авиационного керосина. Крупнейшими производителями топлива являются "Лукойл", "Газпром нефть", "Роснефть", "Сургутнефтнегаз" и "ТНК ВР", на долю которых приходится 8,5 млн тонн. Основными оптовыми трейдерами являются "Лукойл Аэро", Торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов" и "Газпром нефть-Аэро". Их общие продажи составляют 5 млн тонн.
Снижение цен к концу года позволило авиакомпаниям снизить цены на билеты. Так, представитель "Трансаэро" Сергей Быхал сообщил, что прямые контракты с поставщиками позволили снизить стоимость билетов на всех рейсах в среднем на 25-30%, отменив топливные сборы как по России, так и в страны Западной Европы. В ГТК "Россия" в середине января также объявили о снижении топливных сборов.
Впрочем, авиакомпани отмечают, что они в настоящее время ощутили падение цены на топливо не более, чем на 20% по сравнению с летним пиком. И такое снижение не позволяет значительно улучшить собственное финансовое положение, ослабленное летним повышением цен. Например, из-за резкого роста цен на топливо долг ГТК "Россия" за топливо перед петербургским заправщиком "Совэкс" составил 1,2 млрд рублей, что привело к судебным искам с обеих сторон. Ситуация в конечном итоге была урегулирована и ГТК "Россия" получила отсрочку в оплате задолженности до июля 2009 года.
Одной из проблем снижения цен на топливо является аффилированность заправщиков с конкретными производителями, что и препятствует поставкам топлива из других источников. Например, недавно Транспортная прокуратура Петербурга объявила о возбуждении уголовного дела против петербургского заправщика "Совэкс", обвинив его в нарушении антимонопольного законодательства. Отметим, что владельцами "Совэкса" с 2008 года являются на паритетных началах "Газпром нефть-Аэро" и "Лукойл-Аэро".
Подобная ситуация существует во многих региональных аэропортах, а альтернативных заправок, как правило, нет в принципе. "Возможным выходом могли бы стать прямые контракты перевозчиков с производителями (их дочерними сбытовыми компаниями), по условиям которых топливные компании брали бы на себя поставку, хранение и заправку в каждом конкретном регионе по согласованным пакетным ценам", - говорит генеральный директор авиакомпании SkyExpress Марина Букалова.
Мария Мокейчева