Снижение экспортных пошлин, обещанное правительством России, стало в этом году первой хорошей новостью для экономики Петербурга, серьезно зависящей от транзита.
Из-за мирового спада деловой активности в декабре 2008 г.
петербургские стивидорные компании в порту перегрузили на 23% меньше грузов, чем
годом ранее. Аналогичные потери несут также логистические, транспортные,
экспедиторские, брокерские компании, а также операторы складских комплексов и
судоходные компании.
По подсчетам "Делового Петербурга", только городские
стивидоры недополучили в декабре около $ 8,5 млн. Потери всей транзитной отрасли
города в несколько раз больше. С началом кризиса Петербург начал терять
преимущества своего расположения как транспортно-транзитного центра. Поэтому
шаги правительства РФ по снижению экспортных пошлин оказались как нельзя кстати.
Не только российские производители получают мощный стимул
для активизации торговли на мировых рынках за счет протекционистских мер, но и
петербургские транспортники, обслуживающие их грузопотоки, оказываются
востребованными.
Вопрос обнуления экспортных пошлин на минеральные удобрения
был решен буквально в течение суток. "Давайте сегодня рассмотрим и примем", -
сказал премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ. Главы
Минэкономразвития и Минфина Эльвира Набиуллина и Алексей Кудрин немедленно
поддержали это решение, а вице-премьер Игорь Сечин заверил, что необходимый
документ уже находится в аппарате правительства.
Минеральные удобрения обеспечивают свыше 10% грузооборота
петербургского порта. Однако в декабре спад грузооборота минеральных удобрений в
порту составил 65%. Таким образом, при средней стоимости перегрузки удобрений в
$ 5-6 за тонну петербургские портовики только за один месяц недополучили минимум
$ 2 млн. А по данным Северо-Западного таможенного управления ФТС РФ, в январе
экспорт по всем транспортным направлениям региона уже упал на 90% к уровню 2008
года.
Действия Владимира Путина оказались своевременны и для
крупнейшего в России терминала по перевалке минеральных удобрений, ОАО "Балтийский
балкерный терминал" (ББТ, контролируется ОАО "Уралкалий"). Еще по итогам
первого полугодия 2008 г. ББТ отчитался о 33,2%-ном росте грузооборота. Однако в
конце года пришлось констатировать серьезное снижение показателей. Настолько,
что в компании, которые традиционно специализируются лишь на обработке
удобрений, даже озаботились вопросом диверсификации и готовят площадку для
приема контейнерных грузов (подробности проекта пока не разглашаются).
Весь прошлый год в ожидании обещанного резкого роста пошлин
на круглый лес в 2009 году транспортные предприятия вслед за лесозаготовителями
снижали объемы экспорта: финские переработчики успешно искали замену русскому
лесу, к примеру, в Южной Америке. Однако в декабре Владимир Путин заявил о
переносе ввода заградительных пошлин на круглый лес до сентября, и иностранные
потребители российского сырья вновь обнаружили к нему интерес. Так что в первой
половине года перевалка леса все еще сможет поддерживать объемы петербургского
порта.
Щадящими оказались действия Белого дома и в отношении
экспортеров нефти и нефтепродуктов. Правительство оперативно реагировало на эти
изменения цен на нефть, плавно снижая пошлины. К концу 2008 года трейдеры еще
экспортировали нефть и топливо фактически в убыток, будучи связанными взятыми
ранее контрактами и имея все основания для переориентации с начала года на
внутренний рынок. Но уже с 1 января пошлины вновь были существенно снижены, что
поддержало интерес к экспорту. Кроме того, очередное снижение пошлин ожидается и
с 1 февраля.
"Меры по снижению пошлин призваны сделать нашу сырьевую и
полусырьевую промышленность более конкурентоспособной, - отмечает Дмитрий
Васильев, генеральный директор Arivist Logistics Overseas GmbH. - За счет этого
Владимир Путин увеличивает и загрузку портов, которым в случае остановки
экспорта пришлось бы туго".
Денис Лебедев