"Группа компаний Маттино" может закрыть сеть обувных магазинов в России, включая восемь магазинов в Петербурге.
Сеть "Маттино" насчитывает более 46 обувных магазинов в
России, в том числе восемь – в Петербурге. Как сообщили "Деловому Петербургу"
сразу в нескольких петербургских "Маттино", руководство компании выпустило
распоряжение собрать весь товар с полок, третьего февраля состоится
инвентаризация.
"Есть вероятность закрытия сети", - сообщили в одном из
магазинов. Эту же информацию подтвердили в "Маттино", расположенных в
Ростове-на-Дону, Тольятти, Липецке. В одном из дисконт-центров компании в Москве
сообщили, что им предписано поэтапно отгружать коллекции на склад. В настоящее
время во всех магазинах товар продается почти с 50% скидкой. Сеть "Маттино"
ориентирована на работу в среднем и низком ценовых сегментах. Комментарии у
руководства "Маттино" получить не удалось.
Никто из опрошенных участников рынка не слышал о закрытии
сети, отметив, что компания достаточно давно присутствует на обувном рынке. Так,
Евгений Кузьменко, консультант агентства "Магазин Магазинов" предполагает, что
возможно сеть решила оптимизировать свои расходы. По его словам, компания
закупает обувь, не являясь производителем, и возможное закрытие магазинов
связано с тем, что у них просто недостаточно товара для заполнения имеющихся
торговых площадей.
"Компания не является публичной, информации по ней крайне
мало", - говорит Максим Клягин, аналитик "Финам Менеджмент", отмечая, что
развитие сети началось около семи лет назад. По его оценке, выручка компании в
2007 г. могла составлять около $250 млн. "Не исключаю, что компания в
существенной степени развивалась на заемные средства, что на фоне негативных
последствий глобального кризиса привело к финансовой нестабильности сети", -
говорит Клягин.
В последние два-три года обувной рынок в России динамично
развивался и прирастал на 16% в натуральном выражении. В целом обувной розничный
рынок слабо насыщен, есть возможности для освоения новых регионов и запуска
новых форматов. Однако, сейчас для обувных ретейлеров основная задача –
сохранить те объемы бизнеса, которые есть. "Стратегия агрессивного роста и
количественной конкуренции меняется на стратегию повышения эффективности
работы", - отмечает директор группы компаний "Обувь России".
Одной из главных проблем обувного рынка в период кризиса
представитель компании Ralf Ringer (мужская обувь) Александр Греб называет
проблему дефицита денег. По его словам, банки изменили не только процентные
ставки, но и требования к залогам. Мало кто из банков сегодня рассматривает
товар (обувь) как залог. У большинства участников рынка нет в собственности ни
помещений, ни собственного производства. Кроме того, сейчас нет понимания того,
что произойдет с покупательским спросом в ближайшие два сезона - "Весна-Лето" и
"Осень-Зима", который напрямую будет зависеть от уровня благосостояния
населения, и от того, как дальше будет развиваться кризис.
Обувной рынок в целом меньше пострадает от кризиса,
поскольку обувь относится к товарам первой необходимости,
считает Антон Титов. Падение потребления в среднедорогом сегменте
составит 30%-40%, в то время как в эконом - не более 5-10%. "Люди, как покупали
2-3 пары в год, так и будут. Даже в кризисном 1998 г потребление составляло 1,8
пар в год", - подчеркивает Титов. Эксперты прогнозируют, что сокращение спроса в
экономсегменте будет не за счет уменьшения количества покупаемых пар, а за счет
покупки более дешевой обуви, например, из кожзаменителя.
По мнению Александра Греба, в 2009 г. в парах рынок не
вырастет, так как уже в предкризисный период на рынке ощущался переизбыток
предложения. Слишком много магазинов, слишком много обуви. Он прогнозирует, что
в рублях рынок может вырасти (в случаи девальвации), поскольку большая часть
обуви в Россию импортируется, и уже сегодня оптовые цены многие поставщики дают
в условных единицах.
Амера Карлос