Билеты в кино станут дороже

Посещаемость российских кинотеатров, после нескольких лет активного роста, в декабре 2008 года резко сократилась. Если тенденция сохранится, то индустрию ждет не только потеря клиентов, но и денег.

Спад посещаемости российских кинотеатров по данным журнала "Кинобизнес сегодня" в декабре 2008 года составил порядка 45%. В декабре 2007 года в кинотеатрах РФ и СНГ было продано около 9,5 млн билетов, а в 2008 году за тот же период – всего 5,2 млн. При этом кассовые сборы оказались на уровне $53,3 млн против $35,5 млн соответственно.
Эксперты кинорынка, правда, фатальной ситуацию не считают. В частности, потому, что количество проданных билетов и кассовые сборы – не совсем одно и то же. Отток посетителей отчасти компенсируется ростом цен на билеты. Так в 2006 году в России и СНГ было продано около 91,5 млн билетов и сборы составили $412 млн. В 2007 году реализовать удалось немногим больше 100 млн билетов и собрать суммарно $567 млн. Тогда как 2008 год, учитывая продажу немногим больше 120 млн билетов и депрессивные тенденции декабря, принес ощутимо больше денег - порядка $790 млн.
"Главная причина "провального" декабря 2008 года, та же, что и у "супер-успешного" ноября ($102 млн - сборы, 14,8 млн билетов), - говорит ведущий аналитик "Невафильм Research" Ксения Леонтьева, - дело в кинофильмах". По мнению эксперта, будут заполняться кинозалы или нет во многом зависит от контента. В прошлом году "Ирония судьбы-2", а в этом - "Мадагаскар-2" серьезно повлияли на посещаемость. В это раз новогодних хитов, в общем-то, не оказалось.
"Кино - это рискованный бизнес, в котором трудно что-то точно предсказать, но исследования показывают, что успех или провал, в первую очередь, связаны с наличием хороших фильмов. "Сезонные и экономические факторы серьезно отстают по степени влияния на кинобизнес, по крайней мере – пока", - говорит Ксения Леонтьева.
Участники петербургского и московского рынка кинопроката утверждают, что пока зрительская активность по бизнесу не бьет, а если бьет – то не сильно. Более того, в исключительных случаях инерция рекламной раскрутки приводит не к спаду, а к росту посещаемости кинотеатров, которая в январе 2009 года в среднем колеблется в рамках плюс-минус 5%.
Однако из удаленных от центра регионов уже в середине января начали поступать тревожные вести о резком снижении доходов киноплощадок. К примеру, остро проблема стоит на Дальнем Востоке, где наблюдаются задержки в выплате зарплат.
Эксперты говорят, что билеты в кино на фоне инфляции будут дорожать. Если говорить о динамике цен, то по версии журнала "Кинобизнес сегодня" с января 2007 года по ноябрь 2008 года средняя стоимость билета выросла с $4,6 до $6,9. С учетом роста круса доллара, "важнейшее из искусств" в России становится все мнеее доступным.
Алексей Плешков