"Морской порт Санкт-Петербург", подконтрольный Владимиру Лисину, стал единственным крупным стивидором порта, снизивший по итогам 2008 году грузооборот. В компании винят грузоотправителей и железную дорогу.
По сообщению "Морпорта Санкт-Петербург ", общий объем
обработанных грузов в 2008 году составил 11 млн тонн, что на 8% ниже уровня
прошлого года. Снижение показателей произошло во всех стивидорных компаниях
группы. Сильнее всего грузооборот упал на "Третьей стивидорной компании" (ТСК),
преобразованной в прошлом году в автомобильный терминал.
Если в 2007 году там было обработано свыше 460 тыс. тонн
лесных, рефрижераторных и прочих генеральных грузов, то в 2008 году было
перегружено только 42 тыс автомобилей, что примерно составляет 85 тыс тонн.
Генеральный директор аналитического агентства Infranews
Алексей Безбородов отмечает, что на прежний уровень грузооборота ТСК сможет, с
учетом кризиса на авторынке, выйти не ранее, чем в 2011 г. "Однако даже нынешние
85 тыс тонн для "Морпорта Санкт-Петербург " приносят денег больше, чем раньше
зарабатывала ТСК. Основу ее грузооборота составлял лес, стоимость перевалки м3
которого - $8-12, а перегрузить один автомобиль стоит $100, причем, затраты
стивидора сейчас также на порядок ниже", - ра дуется Алексей Безбородов.
"Уменьшение объема перевалки грузов в 2008 г. связано со
снижением деловой активности
грузоотправителей в условиях падения спроса на продукцию, а также с
отсутствием своевременного поступления железнодорожных вагонов под разгрузку
угля", - говорится в официальном заявлении "Морпорта Санкт-Петербург ". Вместе с
тем, обе эти причины вызывают сомнения. Так, опубликованная на этой неделе
статистика грузооборота всего порта Санкт-Петербург говорит о том, что в целом
по итогам года перевалка в городе выросла на 300 тыс тонн. (до 59,945 тыс тонн).
В плюсе по итогам года оказались и все основные стивидорные компании порта. Что
касается перебоев с подачей вагонов, то железнодорожники опровергают и это.
"Порт кривит душой - сейчас на дороге достаточно погрузочных
ресурсов, ему надо просто лучше работать со своими потребителями, - уверен
руководитель северо-западного территориального управления Федерального агентства
железнодорожного транспорта Виталий Михно. - Мурманский порт завален углем, в
Усть -Луге то же самое. В прежние годы действительно был недостаток полувагонов,
однако теперь их иногда даже запрещено сдавать порожними, так как их негде
хранить".
В целом снижение грузооборота крупнейшей по площади компании
порта может быть связано, скорее, с масштабной программой реструктуризации. Весь
прошлый год шла работа по обновлению мощностей и приспособлению их для работы с
более современными и "дорогими" грузами: автомобилями, контейнерами и
рефрижераторами. Так что, несмотря на сокращение грузооборота, финансовые
показатели компании, которые пока не опубликованы, могут оказаться даже лучшими,
чем в 2007 году.
Денис Лебедев