TATA Nano: очередь выстроилась на 10 лет вперед

Невероятно дешевый индийский автомобиль TATA Nano уже более года интригует мир возможностью приобрести личное средство передвижения всего за $2500. Между тем, серийное производство этого автомобиля до сих пор не началось, хотя было запланировано на конец 2008 года.

Воочию автомобиль можно было увидеть на крупных мировых автошоу, но только в статике. Опытные экземпляры на ходу тоже вряд ли то видел, хотя на YouTube есть пара любительских роликов, якобы запечатлевших дорожные испытания самого дешевого автомобиля в мире.
Но кадры, снятые мобильным телефоном, настолько нечеткие, что различить, какой там едет автомобиль представляется проблематично. Впрочем, на том же сайте выложена официальная реклама Tata Nano, предназначенная для индийского рынка. В ролике показан ажиотажный спрос на новинку и в данном случае это не рекламная уловка. Индийцы с нетерпением ждут народную микролитражку, но кроме анонсов им пока ничего не предлагают.
Tata Nano на сегодня действительно самый дешевый автомобиль. Разработка индийской компании Tata, известной также как новый владелец марок Jaguar и Land Rover, представляет собой пятидверный четырехместный хэтчбек, который оснащен 33-сильным бензиновым двигателем объемом 624 см3. Мотор отвечает экологическому стандарту "Евро-4" и потребляет всего 4,3 л топлива на 100 км пробега. В минимальной комплектации автомобиль практически пустой – в салоне только руль, рычаг переключения коробки передач, несколько кнопок для включения света, поворотников, дворников. За дополнительные опции, такие как, например, салонное зеркало заднего вида, необходимо платить.
TATA Nano: очередь из индийцев выстроилась на 10 лет вперед TATA Nano: очередь из индийцев выстроилась на 10 лет вперед
Но даже в минимальной комплектации автомобиль будет востребован в Индии и других странах с низким уровнем жизни и доходов населения. Мог бы такой автомобиль появиться в России? По сведениям некоторых отечественных Интернет-порталов, которые не могут похвастаться известностью, Минэкономразвития РФ и Tata Motors в апреле минувшего года якобы подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает строительство в России автомобильного завода по выпуску самого дешевого в мире автомобиля. Никаких официальных подтверждений этому нет.
Даже петербургская компания "Джип Хит" (официальный дилер TATA Motors) не планирует продажи модели Nano, сосредоточив свое внимание на продвижении более востребованных рынком пикапов TATA Pickup Xenon.
Как отмечает Леонид Клюев, руководитель департамента маркетинга ЗАО "Евросиб-Авто-УК", основной объем информации вокруг TATA Nano - не более чем домыслы и кривотолки. "Мало кто видел эту машину ездящей, - говорит Леонид Клюев. – Более того, даже в Индии эта модель пока не производится, хотя в этой стране очередь на нее будет лет на 10. Насколько мне известно, в России появление такого автомобиля не планируется, и не думаю, что авто такого рода будут востребованы".
TATA Nano: очередь из индийцев выстроилась на 10 лет вперед TATA Nano: очередь из индийцев выстроилась на 10 лет вперед
По мнению Сергея Максимова, руководителя службы рекламы и PR автомобильной корпорации "ГРУЗОМОБИЛЬ", которая представляет коммерческий транспорт TATA, то, что подозрительно дешево, грозит опасностью.
"Чудес не бывает, а современные системы безопасности стоят денег. Кроме того, специфика такого автомобиля – мнимая экономия. Купив изначально дешевый автомобиль, столько же можно потратить на сервис в течение трех лет. К тому же петербургский климат и реагенты выводят из строя даже совершенные автомобили", - говорит эксперт.
Некоторые "доброжелатели" сравнивают чудо индийской автопромышленности с некогда распространенным в России автомобилем "Ока", называя его "капсулой смерти". Действительно, по своим характеристикам "Ока" во многом схожа с TATA Nano – двигатель того же объема – 0,6 л., схожие габариты – 3,1-3,2 м в длину и 1,4-1,5 м в ширину. Правда, "Ока" ездит быстрее – в документации максимальная скорость заявлена на уровне 150 км/ч, у Nano – всего100 км/ч.
Сейчас "Ока" стоит примерно $5400 в обновленной версии "Сити", что вдвое дороже, чем TATA Nano. Хотя, если индийский автомобиль вдруг захотят продавать в России, то его цена будет значительно выше из-за высоких таможенных пошлин. Ближайший западный конкурент Nano – популярный в России Daewoo Matiz (он же продается под названием Chevrolet Spark). За пятидверный хетчбек с мотором 0,8 л у нас просят 240 тыс. рублей, что по нынешнему курсу доллара составляет $7200.
Марина Милкина, Марк Чернов