Границу с Финляндией пересечет ¾ грузовиков

Количество грузовиков, пересекших границу России и Финляндии в 2008 году впервые превысило миллион. В наступившем году эксперты и участники рынка прогнозируют снижение перевозок на 20-25% в связи с кризисом.

В декабре 2008 года впервые в истории Выборгской таможни российско-финляндскую границу пересек миллионный грузовик. Как сообщает пресс-служба Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), всего за прошлый год через международные автомобильные пропускные пункты "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" проследовало около 1 млн 5 тыс. большегрузных машин, что на 5,5% больше, чем в 2007 году (тогда через границу проследовало 950 тыс. грузовых автомобилей). Основной поток грузового транспорта приходится на крупнейший в Северо-Западном регионе таможенный пост "Торфяновка" - почти 470 тыс. грузовиков.
Интерес к поездкам между Россией и Финляндией возрос и у частных лиц. Так, по данным СЗТУ, в 2008 году через автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни прошло почти 1,7 млн легковых автомобилей, что на 10% больше, чем в 2007 году, а количество автобусов выросло на 18,8% до 46 тысяч. Всего же российско-финляндскую границу через пропускные пункты "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" пересекло 6,6 млн человек, что на 18,5% больше показателей 2007 года.
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков(АСМАП) отмечают, что прошлый год показал все те же проблемы, связанные, в основном, с отставанием приграничных технологий: от таможни до состояния дорожной инфраструктуры. Например, о необходимости реконструкции и расширения участка дороги между "Торфяновкой" и госграницей протяженностью всего 1,8 км говорится с 2005 года.
"Практика показывает, что необходимо расширение существующих погранпереходов и строительство новых", - отмечает заместитель начальника Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков. Перевозчики уже два года отстаивают необходимость строительства нового перехода, такая возможность существует в 20 км севернее "Торфяновки". Если появится еще один пропускной пункт, то можно будет ввести специализацию - например сделать один из переходов полностью пассажирским, а на другом - расширить зону для оформления грузового транспорта.
Попытки ввести специализацию были сделаны в прошлом году. В мае оформление автомобилевозов стало возможно только на "Брусничном" и "Светогорске". Это была вынужденная мера, связанная с необходимостью разгрузить "Торфяновку". Однако большое удаление и сложный профиль дороги к "Брусничному" и "Светогорску" вызвали недовольство со стороны как российских перевозчиков, так и финских властей.
Прогнозы на 2009 год перевозчики делают пока неохотно, отмечая, что необходимо дождаться февраля. "Январь и в лучшие времена был не показательным месяцем, а сейчас - тем более", - говорит генеральный директор ЗАО "Матрален" Иван Заметалин. По его словам, объем перевозок сократился по сравнению с январем 2007 года на 50%. В первую очередь кризис еще в конце прошлого года отразился на перевозках легковых автомобилей, спрос на которые значительно упал, в результате чего на конец декабря в Финляндии скопилось более 60 тыс. автомобилей. Константин Шаршаков оценивает падение объемов перевозок в январе на уровне 20-25%: "Многие грузовладельцы еще не заключили все договоры".
Директор информационно-аналитического департамента инвестиционной компании "Энергокапитал" Денис Демин считает, что общее сокращение перевозок останется также на уровне 20-25%, причем падение коснется всей номенклатуры грузов: автомобилей, строительных материалов, продуктов и товаров народного потребления. Иван Заметалин также считает, что основной спад придется на первый квартал, возможно он сохранится во втором, а в целом по итогам года объем перевозок составит 75-80% от уровня 2008 года.
Наряду с финансовым кризисом, опасение перевозчиков вызывает постановление Правительства РФ, которое расширило список государств, для перевозчиков которых вводится плата за использование автодорог России, включив туда в том числе Финляндию. Сейчас Россию и Финляндию связывает межправительственное соглашение, по которому проезд перевозчиков обеих стран осуществляется бесплатно. Если же в России начнут брать плату с финских водителей грузовиков, то следует ожидать ответных мер с финской стороны. Если учесть, что 80% грузовиков, курсирующих через границу - российские, и только 17% - финские, то введенная мера приведет к экономическим потерям, прежде всего, для российских компаний-перевозчиков.
Мария Мокейчева