Дело запахло авиакеросином

Транспортная прокуратура Петербурга возбудила уголовное дело против компании "Совэкс" - единственной оргванизации, осуществляющей заправку самолетов в аэропорту "Пулково". Из-за ее действий убыток только авиакомпании "Россия" составил более миллиона рублей.

Все началось с того, что в октябре 2008 года руководство "Совэкс" направил в ГТК "Россия" письмо о приостановке заправки самолетов авиакомпании до погашения задолженности за топливо. До сих пор встречными исками обменивались сами компании: ГТК "Россия" и ЗАО "Совэкс": заправщик требовал погасить долг за топливо, а авиакомпания - запретить приостановку заправки самолетов. В конце 2008 года сторонам удалось договориться о рассрочке погашения задолженности до июля 2009 года.
К тому моменту авиакомпания была должна за топливо 1,2 млрд рублей. По словам заместителя генерального директора ГТК "Россия" Дмитрия Голубкова, одной из претензий ГТК "Россия" к "Совэксу" была завышенная цена на топливо, но в настоящий момент все разногласия между компаниями урегулированы.
Но еще в октябре петербургская транспортная прокуратура расценила письмо "Совэкса" в ГТК "Россия" как попытку ускорить взаиморасчеты путем давления, вместо того, чтобы решать финансовый спор в рамках гражданского законодательства, что противоречит закону "О защите конкуренции".
После этого транспортный прокурор города объявил генеральному директору ЗАО "Совэкс" предостережение и заправка воздушных судов ГТК "Россия" прекращена не была. Этот случай стал поводом для того, чтобы продолжить проверку соблюдения антимономонольного законодательства компанией "Совэкс". В результате прокурорами было установлено, что в аэропорту "Пулково" были созданы условия, которые лишали авиакомпании возможности выбрать поставщика топлива, в том числе, приобретать его непосредственно у производителей.
Как говорится в сообщении прокуратуры, с весны 2008 года авиационное топливо для ЗАО "Совэкс" поставлялось только его основным акционером – ООО "ТЗК "Северо-Запад", которым в настоящее время на паритетных началах владеют компании "Лукойл-Аэро" и "Газпром нефть-Аэро".
Отметим, что при этом ЗАО "Совэкс" отказалось от поставки авиационного керосина от ОАО "Сургутнефтегаз", сославшись на более выгодное предложение от другого поставщика. А у ООО "ТЗК "Северо-Запад" договоры были заключены с четырьмя компаниями, в том числе и с "Сургутнефтегазом". В процессе своей работы ТЗК "Северо-Запад", не совершая никаких производственных операций и не производя затраты, увеличивал стоимость топлива для потребителей на 1 тысячу рублей. По данным прокуратуры, только за апрель-август 2008 года ущерб, нанесенный ГТК "Россия", составил 1 млн рублей. В результате выявленных фактов было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 178 Уголовного кодекса РФ – недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Связаться с представителями ЗАО "Совэкс" в пятницу вечером не удалось. В ГТК "Россия" говорят, что возбуждение уголовного дела по факту нарушения антимонопольного законодательство – это дело правоохранительных органов, не имеющее отношения к уже урегулированному спору хозяйствующих субъектов. "Сейчас "Совэкс" снижает цены вместе с рынком", - отмечает Дмитрий Голубков. Однако, по словам Дмитрия Голубкова, если в настоящее время цены упали не более чем на 20% относительно летнего пика, то ранее они поднялись на 80%. Значит, сегодняшнее снижение не позволяет авиакомпаниям компенсировать прошлогодние затраты.
В целом авиакомпании выступают за создание альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах, что сделает рынок более конкурентным и создаст перевозчикам дополнительные возможности для экономии. Соответствующие положения указаны и в стратегии развития транспортного комплекса РФ. О необходимости строительства новых ТЗК неоднократно говорили и представители высшего руководства страны.
Мария Мокейчева