Бизнес запрограммируют лицензироваться

21 января 2009 года в Смольном крупнейшие производители программного обеспечения (ПО) договорятся о запуске совместной программы. Ее цель - стимулировать малый и средний бизнес Петербурга к переходу на лицензионное ПО, продажи которого снизились в связи с кризисом.

Участниками программы стали предприятия "1С", "Лаборатория Касперского", ПРОМТ, ABBYY Россия, Adobe, Autodesk, Microsoft Россия и Symantec. Проводится она "Центром Экономической Безопасности" при правительстве Петербурга.
Однако мероприятия, включенные в программу, носят не экономический, а информационный характер. Это запуск "горячей линии" по вопросам лицензирования ПО, открытие специализированного сайта www.legalpo.info (пока это доменное имя не занято), проведение семинаров для руководителей и IT-специалистов предприятий Петербурга, оказание технической поддержки пользователям ПО.
Продавцы ПО сомневаются, что такими мерами можно компенсировать падение продаж, к которым привел финансовый кризис.
Как заявлял в интервью dp.ru разработчик антивирусов Евгений Касперский, использование нелегального софта – это не проблема менталитета, это проблема платежеспособности населения.
"С начала ноября прошлого года продажи ПО в нашей сети упали в несколько раз, продажи техники – в два раза, и только потребление расходных материалов не сократилось", - сообщает директор по маркетингу ООО "Компьютер-Центр "КЕЙ" Александр Хомяков. – Производителям софта надо было раньше беспокоиться о повышении продаж, предупреждая кризисные явления".
Президент ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров считает, что падение продаж ПО в России в 2009 году будет в пределах 30%, по сравнению с 2008 годом. Он отмечает, что спад будет разным, в зависимости от сегмента продукции: заметнее всего снизится спрос на дорогие ERP-системы (планирование ресурсов предприятия), зато продажи антивирусов и другого защитного ПО не упадут.
В целом разработчики будут делать акцент на более простые решения, отказываясь от повышенной (часто - излишней) функциональности. По словам Макарова, компании могут снизить цену на продукт, но повысить стоимость его регулярного обслуживания.
По данным "Форума независимых разработчиков программного обеспечения" (ISDEF), оборот российского рынка тиражного ПО в 2007 году составил $3,7 млрд, в 2008 году - приблизительно $5 млрд (данные предварительные).
Жанна Журавлева