11:1923 декабря 200811:19
13просмотров
11:1923 декабря 2008
35% петербуржцев констатируют, что кризис уже заставил их изменить свою жизнь.
Согласно опросу исследовательской компании "Той опинион"
именно такая доля горожан считает, что их жизнь изменилась (ухудшилась) в связи
с приходом кризиса. Остальные 65% пока не заметили это сколь-либо выраженно.
Основные изменения коснулись покупательских привычек. Так,
11% петербуржцев после наступления кризиса стали значительно экономить на
продуктах питания, а 3% отложили запланированные покупки товаров длительного
пользования
Понизили зарплату 8% петербуржцев, еще 5% получают
заработную плату с задержкой.
По причине кризиса, с конца сентября, было уволено 4%
жителей Санкт-Петербурга.
Наконец, еще 2% почувствовали, что выросли цены и такое же
количество опрошенных ощущают тревогу, беспокойство и неуверенность в завтрашнем
дне.
Молодежь, в меньшей степени, чем представители взрослого
возраста, считают, что их жизнь изменилась в связи с кризисом. Так, лишь 18%
молодых людей (16-20 лет) отмечают изменения. В большей же степени, произошедшие
изменения почувствовали петербуржцы в возрасте от 40 до 50 лет (41%).
Как и обычно, в такие времена первыми страдают самые
уязвимые граждане. На продуктах стадии экономить 20% петербуржцев от 60 до 79
лет (пенсионеры) и 13% людей предпенсионного возраста (от 50 до 59 лет).
Как указанно в исследовании, изменение покупательской
способности, коснется, прежде всего, дорогостоящих покупок. 17% жителей города
решили отказаться (перенести на более поздний срок) от запланированной покупки
товаров длительного пользования. 13% Петербуржцев вынуждены отложить покупку
автомобиля. 11% жителей Петербурга стали экономить на одежде и обуви.
Отказаться от ранее запланированной покупки,
вынуждены, преимущественно женщины – 57%. В первую очередь, отложено на лучшие
времена, приобретение товаров длительного пользования (19%) и обновление
гардероба (15%). Мужчины, вынуждены отложить, прежде всего, покупку
автомобиля (14%).
Несколько иные данные приводит в своем исследовании компания
Nielsen. По этой информации, в целом по России 73% граждан стали более экономно
относиться к покупке товаров питания и повседневного спроса. Потребление в таких
категориях, как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты,
изменилось незначительно. Однако каждый десятый россиянин уже отказался от
тортов и пирожных, 8% респондентов ответили, что не покупают мясо, и столько же
— водку.
Что касается ритейлеров, то они пока не почувствовали
значительного ухудшения. Представители сети "Лента" отмечают, что на данный
момент серьезных изменений не произошло – есть только традиционные сезонные
колебания (в том числе это касается и структуры покупок). Однако ритейлеры
готовы к худшему.
Тем не менее, по словам генерального директора "Ленты"
Алексея Боброва, сегодня начинается потребительский кризис. "До сих пор кризис
для населения происходит в основном в умах, а не в кошельках - основная
масса россиян все еще не ощутила на себе его последствий. Сокращения на
предприятиях начались только в октябре–ноябре, а их пик придется на
декабрь–февраль 2009 года. А пока россияне активно тратят наличные деньги, а
компании стараются подстегнуть покупательскую активность пусть даже ценой скидок
в 10–50%", - говорит он.
"Однако уже в начале 2009 года мы ожидаем сокращение
потребительского спроса на непродовольственные товары, а также смещение спроса в
FMCG-секторе в сторону более дешевых товаров", заключает Бобров.
Представитель компании "Дикси" Ярослав Греков говорит, что
никаких серьёзных изменений в структуре спроса пока в сети не
отмечают отмечают.
"Возможно, будут изменения после нового года (конец января)
и по итогам первого квартала 2009 (апрель). Есть только сезонное увеличение
спроса на 15-20% по сравнению со среднемесячным уровнем продаж", - говорит
он.
По словам Грекова, есть и обусловленные кризисом изменения.
"Всё чаще мы видим, что потребители делают выбор в пользу дешевых товаров с
длительным сроком хранения, тогда как раньше, до кризиса, чаще покупали более
дорогие товары с короткими сроками хранения. Но это опять же частично сезонное:
люди делают запасы на зиму", - полагает он.
Владимир Александров