Хуже кушать и тревожиться

35% петербуржцев констатируют, что кризис уже заставил их изменить свою жизнь.

Согласно опросу исследовательской компании "Той опинион" именно такая доля горожан считает, что их жизнь изменилась (ухудшилась) в связи с приходом кризиса. Остальные 65% пока не заметили это сколь-либо выраженно.
Основные изменения коснулись покупательских привычек. Так, 11% петербуржцев после наступления кризиса стали значительно экономить на продуктах питания, а 3% отложили запланированные покупки товаров длительного пользования
Понизили зарплату 8% петербуржцев, еще 5% получают заработную плату с задержкой.
По причине кризиса, с конца сентября, было уволено 4% жителей Санкт-Петербурга.
Наконец, еще 2% почувствовали, что выросли цены и такое же количество опрошенных ощущают тревогу, беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне.
Молодежь, в меньшей степени, чем представители взрослого возраста, считают, что их жизнь изменилась в связи с кризисом. Так, лишь 18% молодых людей (16-20 лет) отмечают изменения. В большей же степени, произошедшие изменения почувствовали петербуржцы в возрасте от 40 до 50 лет (41%).
Как и обычно, в такие времена первыми страдают самые уязвимые граждане. На продуктах стадии экономить 20% петербуржцев от 60 до 79 лет (пенсионеры) и 13% людей предпенсионного возраста (от 50 до 59 лет).
Как указанно в исследовании, изменение покупательской способности, коснется, прежде всего, дорогостоящих покупок. 17% жителей города решили отказаться (перенести на более поздний срок) от запланированной покупки товаров длительного пользования. 13% Петербуржцев вынуждены отложить покупку автомобиля. 11% жителей Петербурга стали экономить на одежде и обуви.
Отказаться от ранее запланированной покупки, вынуждены, преимущественно женщины – 57%. В первую очередь, отложено на лучшие времена, приобретение товаров длительного пользования (19%) и обновление гардероба (15%). Мужчины, вынуждены отложить, прежде всего, покупку автомобиля (14%).
Несколько иные данные приводит в своем исследовании компания Nielsen. По этой информации, в целом по России 73% граждан стали более экономно относиться к покупке товаров питания и повседневного спроса. Потребление в таких категориях, как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты, изменилось незначительно. Однако каждый десятый россиянин уже отказался от тортов и пирожных, 8% респондентов ответили, что не покупают мясо, и столько же — водку.
Что касается ритейлеров, то они пока не почувствовали значительного ухудшения. Представители сети "Лента" отмечают, что на данный момент серьезных изменений не произошло – есть только традиционные сезонные колебания (в том числе это касается и структуры покупок). Однако ритейлеры готовы к худшему.
Тем не менее, по словам генерального директора "Ленты" Алексея Боброва, сегодня начинается потребительский кризис. "До сих пор кризис для населения происходит в основном в умах, а не в кошельках - основная масса россиян все еще не ощутила на себе его последствий. Сокращения на предприятиях начались только в октябре–ноябре, а их пик придется на декабрь–февраль 2009 года. А пока россияне активно тратят наличные деньги, а компании стараются подстегнуть покупательскую активность пусть даже ценой скидок в 10–50%", - говорит он.
"Однако уже в начале 2009 года мы ожидаем сокращение потребительского спроса на непродовольственные товары, а также смещение спроса в FMCG-секторе в сторону более дешевых товаров", заключает Бобров.
Представитель компании "Дикси" Ярослав Греков говорит, что никаких серьёзных изменений в структуре спроса пока в сети не отмечают отмечают.
"Возможно, будут изменения после нового года (конец января) и по итогам первого квартала 2009 (апрель). Есть только сезонное увеличение спроса на 15-20% по сравнению со среднемесячным уровнем продаж", - говорит он.
По словам Грекова, есть и обусловленные кризисом изменения. "Всё чаще мы видим, что потребители делают выбор в пользу дешевых товаров с длительным сроком хранения, тогда как раньше, до кризиса, чаще покупали более дорогие товары с короткими сроками хранения. Но это опять же частично сезонное: люди делают запасы на зиму", - полагает он.
Владимир Александров