Директор "Финам": когда кризисный тренд будет сломлен и кто должен выйти на первый план?

Автор фото: "ИТАР-ТАСС"

Генеральный директор инвестиционного холдинга "Финам" Виктор Ремша ответил в личном интернет-дневнике на самые часто задаваемые ему вопросы. "Когда кризисный тренд будет сломлен, и как после кризиса будет выглядеть Россия?", "Завершится ли кризис у нас раньше, чем во всем мире, или затянется?" — самые волнующие темы для посетителей его блога.

"Мне кажется, что одним из ключевых условий выхода в России из кризиса, своего рода лакмусовой бумажкой, должны выступить не только макроэкономические и финансовые факторы, но и изменение качества склада ума, профессиональной компетенции тех людей, который сейчас руководят экономикой и, в принципе, государством. За последние годы раздувания пузыря во всем мире было нарушено одно важное правило. Не могу назвать его общепринятым, но для себя я его сформулировал давно – невозможно, чтобы бизнесом руководили пиарщики и юристы", — считает Ремша.
Для пояснения своей позиции автор предложил читателям вспомнить советское время, когда всем руководила партия, которую представлял директор завода. Однако реальным руководителем был главный инженер — человек, который разбирается в каждом винтике на предприятии и досконально понимает, как оно работает. А генеральный директор занимался тем, что сейчас можно назвать IR'ом и пиаром. Сейчас мы вернулись к этой ситуации, но в несколько ином формате — к власти снова пришли пиарщики, но роль главных инженеров нивелирована.
"Люди, которые пришли на главные позиции в экономике и на предприятиях, умеют собирать инвесторов, собирать прессу, но не умеют управлять бизнесом. Последние лет 10-15 сложилась ситуация, когда было выгоднее выдвигать на первый план пиарщков и IR'щиков, за счет большого «пузыря» можно было не думать о качестве, эффективности, можно было просто что-то пиарить, продавать, и это было более эффективно с точки зрения роста.
Очень характерный случай — слушания в американском конгрессе, на которые были приглашены представители автомобильных концернов. Руководитель General Motors не мог ответить ни на один вопрос, касающийся производства, например какие марки автомобилей рентабельны, а какие нет. Он умеет говорить, но не владеет ключевой для эффективного управления бизнеса информацией. Так и во всей экономике – наверх выбралось много людей, которые умеют пиарить и IR'ить эту корову, а тех, кто может ее покормить, за титьку правильно потрогать, почти не осталось. Получилось так, что животина худая, еле на ногах стоит, но никто не знает, как к ней подойти", — подчеркнул директора "Финам".
По его мнению, сейчас на первый план должны выйти профессионалы, которые знают производство, знают технологии. Именно они должны становиться у руля предприятий и государства. "Просто пришло другое время, и это надо быстро осознать. Теперь собственникам компаний нужно понять, кто на самом деле важен, снять пиарщиков и выдвинуть на первые позиции людей, который действительно смогут поднять эффективность производства", — уверен Ремша.