Генеральный директор инвестиционного холдинга "Финам" Виктор Ремша ответил в личном интернет-дневнике на самые часто задаваемые ему вопросы. "Когда кризисный тренд будет сломлен, и как после кризиса будет выглядеть Россия?", "Завершится ли кризис у нас раньше, чем во всем мире, или затянется?" — самые волнующие темы для посетителей его блога.
"Мне кажется, что одним из ключевых условий выхода в России
из кризиса, своего рода лакмусовой бумажкой, должны выступить не только
макроэкономические и финансовые факторы, но и изменение качества склада ума,
профессиональной компетенции тех людей, который сейчас руководят экономикой и, в
принципе, государством. За последние годы раздувания пузыря во всем мире было
нарушено одно важное правило. Не могу назвать его общепринятым, но для себя я
его сформулировал давно – невозможно, чтобы бизнесом руководили пиарщики и
юристы", — считает Ремша.
Для пояснения своей позиции автор предложил читателям
вспомнить советское время, когда всем руководила партия, которую представлял
директор завода. Однако реальным руководителем был главный инженер —
человек, который разбирается в каждом винтике на предприятии и досконально
понимает, как оно работает. А генеральный директор занимался тем, что сейчас
можно назвать IR'ом и пиаром. Сейчас мы вернулись к этой ситуации, но в
несколько ином формате — к власти снова пришли пиарщики, но роль главных
инженеров нивелирована.
"Люди, которые пришли на главные позиции в экономике и на
предприятиях, умеют собирать инвесторов, собирать прессу, но не умеют управлять
бизнесом. Последние лет 10-15 сложилась ситуация, когда было выгоднее выдвигать
на первый план пиарщков и IR'щиков, за счет большого «пузыря» можно было не
думать о качестве, эффективности, можно было просто что-то пиарить, продавать, и
это было более эффективно с точки зрения роста.
Очень характерный случай — слушания в американском
конгрессе, на которые были приглашены представители автомобильных концернов.
Руководитель General Motors не мог ответить ни на один вопрос, касающийся
производства, например какие марки автомобилей рентабельны, а какие нет. Он
умеет говорить, но не владеет ключевой для эффективного управления бизнеса
информацией. Так и во всей экономике – наверх выбралось много людей, которые
умеют пиарить и IR'ить эту корову, а тех, кто может ее покормить, за титьку
правильно потрогать, почти не осталось. Получилось так, что животина худая, еле
на ногах стоит, но никто не знает, как к ней подойти", — подчеркнул директора
"Финам".
Читайте также:
Полиция обыскала офис компании "Финам"
По его мнению, сейчас на первый план должны выйти
профессионалы, которые знают производство, знают технологии. Именно
они должны становиться у руля предприятий и государства. "Просто пришло
другое время, и это надо быстро осознать. Теперь собственникам компаний нужно
понять, кто на самом деле важен, снять пиарщиков и выдвинуть на первые позиции
людей, который действительно смогут поднять эффективность производства", —
уверен Ремша.