Виктор Тихомиров: "Вора не заинтересует мое лицо"

Колумнист "Выходного" говорит об уголовной романтике в современном кино.

Похоже, обречен я следовать по пятам обсуждений Гордона, поскольку там каждый раз присутствует интеллигенция, которую Ленин обзывал "г… нации". Он и сам был это слово, правда, по другим причинам. Картина "Шультес" Бакура Бакурадзе — в меру занудное повествование о бывшем спортсмене, сделавшемся вором. Образ вора поднят в фильме на новую высоту достоверности. Такие они и есть, со стертыми, незапоминающимися мордами и неуловимыми глазами. Они и друг другу в глаза не смотрят. У героя еще и расстройство памяти, что не мешает ему помнить сообщников, не путать места встреч и детали совместных воровских операций.
На досуге вор неподвижно, как удав, смотрит телик и присматривает за больной мамашей, но не особо, так что вскоре та тихо помирает. С тем же выражением лица вор ее и хоронит. Сцена эта почему–то восхитила и умилила "специалистов" (С. Соловьева, особливо хвалившего фильм с неистовым ленинским напором, но совсем невнятным обоснованием) , будто забывших всегда непосильное воровское обязательство: "Не забуду мать родную!" И с тем же выражением удава герой созерцает с украденной камеры монолог обворованной им влюбленной девушки.
Как всегда, пылкие похвалы фильму были похвалами себе и призывом к соревновательному словоблудию. Один молодой участник все хвалил красоту фильма (мною ни разу не обнаруженную), ну и прослыл к концу эстетом и, кажется, покраснел от удовольствия. Автор же все помалкивал, а после сформулировал, что если качества героя собрать в список, так и выйдет современное общество. Ну не слишком ловко. Особенно же тошно сделалось, когда подоспели умиленные суждения, что герой, мол, сберег в себе человека, а мальчик, завлеченный им в банду, — это продолжение Чаплина (мне и в детстве этот чаплинский ребенок был, мягко говоря, неприятен).
Странно, чтоникто не придумал, что это продолжение лермонтовской традиции «героя нашего времени». Лично я не желаю знать "человеческого лица" вора, поскольку это будет мешать мне с ним бороться и вовремя сажать за решетку, ведь тот сеет безусловное зло. И еще потому, что его–то никогда не заинтересует мое человеческое лицо, разве что для определения, насколько я ротозей.