В Приморске будет город-верфь

Ленобласть. Государство поддержит создание на Северо-Западе второй судоверфи стоимостью $2 млрд. Госфинансы получит Выборгский судостроительный завод, подконтрольный АКБ «Россия».

О том, что проект ОАО «Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) по строительству в Приморске новой судоверфи может рассчитывать на господдержку, сказал на прошлой неделе в ходе визита в Ленобласть премьер-министр РФ Владимир Путин. После этого генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко заявил, что в декабре завод подаст документы на получение кредита во Внешэкономбанк, а в июле 2009г.- на получение федеральной помощи в Минпромторг. Стоимость проекта- 58 млрд рублей (около $2 млрд). Размеры запрашиваемого у государства финансирования на ВСЗ называть не стали. По мнению аналитиков, ВСЗ уже на первом этапе понадобится до половины этой суммы. «Сначала надо создать остов новой верфи, а уж потом приниматься за инфраструктуру,- считает Севастьян Козицын из ИК «БрокерКредитСервис. Владимир Попов из ИК «АнтантаПиоГлобал оценивает возможный объем господдержки в 30-35% от стоимости проекта. Аналитики сходятся во мнении, что кредит госбанка обойдется ВСЗ в 13-15% годовых. Это уже второй крупный проект строительства судоверфи на Финском заливе. Вначале 2008г. господдержку получила Объединенная промышленная корпорация (контролирует ОАО «Северная верфь и ОАО «Балтийский завод), начавшая строить на базе «Северной верфи комплекс по производству крупнотоннажных судов суммарным дедвейтом не менее 500 тыс. т в год. В феврале 2008г. ОПК подписала с Внешэкономбанком меморандум о взаимодействии в реализации этого проекта, а в апреле привлекла кредит Внешторгбанка на $550 млн (около 13,5 млрд рублей). Стоимость проекта ОПК- около $750 млн (18 млрд рублей), комплекс выйдет на проектную мощность в 2013г. По мнению экспертов, эти проекты не помешают друг другу. «Сначала средства получили одни, теперь другие, это вопрос расстановки сил,- считает Владимир Попов. «Несомненно, оба проекта получат обещанное финансирование. Однако в условиях кризиса оно может пойти медленнее, чем хотелосьбы, соответственно, увеличатся сроки реализации и окупаемости проектов,- рассуждает аналитик. По мнению Севастьяна Козицына, потребность в судах для освоения газовых и нефтяных шельфов у России велика: обе верфи не останутся без заказов. «Нужна диверсификация. Танкеры будет строить «Северная верфь, а платформы- ВСЗ,- считает эксперт.
Начав с буровых установок, Выборгский судостроительный завод в будущем собирается ремонтировать атомные крейсера. На фото слева направо: губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров и генеральный директор ООО «Газфлот Юрий Шамалов на закладке первой плавучей буровой установки на ВСЗ. фото: интерпресс
На заметку Деньги на верфи
В 2009-2016 гг. государство выделит целевым способом на поддержку судостроения 140 млрд рублей, но строить новые верфи предполагается за счет внебюджетных средств, на основе государственно-частного партнерства. В 2007 г. государство объявило соответствующий тендер.