Предприниматели готовятся к грядущей девальвации. Один из наиболее вероятных ответов бизнеса на понижение курса рубля - переход на условные единицы.
Девальвация рубля приведет к тому, что в торговле снова
появится валюта, покупательская способность населения снизится, а обороты
компаний упадут.
Директор Knight Frank St. Petersburg Олег Барков считает,
что вместе с девальвацией рубля в сферу недвижимости вернется ценообразование в
валюте. С ним согласен аналитик инвестиционной компании "Солид" Евгений
Карбовский. Впрочем, некоторые участники рынка отрицают возможность перехода на
валютные расчеты.
"Мы работали в рублях, работаем и будем работать", -
сообщает генеральный директор компании "Эталон - ЛенСпецСМУ" Вячеслав Заренков.
Евгений Попов, директор проектной команды Cushman & Wakefield/Stiles &
Riabokobylko, считает, что цены на жилье будут снижаться, при этом девальвация
отрицательно скажется на спросе, а ввод в эксплуатацию новых объектов в 2009
году будет в 1,5-2 раза меньше, чем в 2008 году
"Девальвация подстегнет спрос, - возражает Барков. - Она для
многих стала синонимом инфляции. Населению надо будет куда-то вкладывать деньги.
Фондовый рынок лихорадит, что будет с валютой, неизвестно, остается
недвижимость".
Читайте также:
Девальвация: 30 рублей за доллар
Телекоммуникации - одна из отраслей, которая сильно
привязана к курсу доллара. Аналитик инвестиционной компании "Велес
Капитал" Илья Федотов поясняет: у операторов много кредитов в долларах, в них же
они определяют капитальные затраты и отчитываются перед акционерами.
"Эффект девальвации может превратить наш рост в рублях в
падение, зафиксированное в отчетности", - говорит директор петербургского
филиала "ВымпелКом" Алексей Кузнецов. По его словам, возврат к условным единицам
может произойти только в случае затяжного кризиса.
Готовятся к девальвации и на рынке туризма. Деньги с
клиентов российские турфирмы берут заранее в рублях, а с партнерами
рассчитываются позже в евро или в долларах. "Если будет девальвация, то
образуется большая разница между этими суммами, - говорит коммерческий директор
"Вест Тревел" Сергей Хохлов. - Придется компаниям брать ее на себя". Он
предполагает, что турфирмы могут массово перейти на условные единицы. Сергей
Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии, ожидает, что в 2009 году
туристы начнут экономить: вместо экзотических стран (Бали, Малайзия) будут
выбирать стандартные места отдыха (Египет, Турция).
Настроения ритейлеров различаются в зависимости от сектора
торговли. "В результате девальвации цена на электронику повысится минимум на
10%", - говорит генеральный директор "Компании "Симтекс" (сеть "Техношок")
Виктор Гордейчук. Он отмечает, что все основные поставщики товаров для
ретейлеров имеют склады в России и выставляют цены в рублях, поэтому переход на
условные единицы маловероятен.
Наиболее пессимистичные настроения у автодилеров, спрос на
продукцию которых в результате девальвации может очень сильно упасть. Евгений
Войтенков, директор автодилера "Олимп", считает, что торговцы автомобилями
перейдут на условные единицы по курсу евро. "Думаю, спрос будет такой, что нам
не придется часто переписывать ценники", - шутит Войтенков.
В целом девальвация рубля несет тяжелые последствия для всех
игроков рынка, потому что бьет по карману потребителя. Больше остальных влияние
девальвации почувствуют торговцы среднеценового сегмента: на бюджетную продукцию
и нишевые товары премиум-класса спрос будет всегда.