15:0721 ноября 200815:07
10просмотров
15:0721 ноября 2008
Несмотря на кризис, представители ведущих российских компаний демонстрируют оптимизм и уже в относительно краткосрочной перспективе ожидают не только восстановления экономики, но и ее подъема.
PricewaterhouseCoopers
и Ассоциация менеджеров провели иследование, в ходе которого
представители 100 ведущих российских компаний оценили влияние финансового
кризиса на бизнес.
Вот лишь некоторые из компаний, участвовавших в опросе:
Автотор, Уралсиб, УК "Альфа-Капитал", Банк "Петрокоммерц", Трансаэро, ИФД
КапиталЪ, ОАО "Арктикгаз", AMD, МТС, "ОКБ Сухого", РЖД, Росгосстрах и
другие
Исследование, как пишут специалисты PricewaterhouseCoopers в
своем отчете, выявило что "российские топ-менеджеры со всей серьезностью
относятся к возможным последствиям кризиса, однако опыт динамичного развития,
заставляет их оптимистично оценивать состояние дел в среднесрочной перспективе".
Основной вывод исследования – кризис, по мнению
опрошеных, будет краткосрочным, во всяком случае 87% из
них уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе. Компании готовы
воспользоваться возможностями кризиса – 47% респондентов планируют расширять
свое присутствие на существующих рынках.
При этом руководители уже сняли розовые очки: 71% компаний в
будущем рассчитывает на собственные средства при финансировании развития.
Половина опрошенных руководителей рассчитывает на заемные средства. И только 22%
респондентов рассматривают возможность привлечения средств из государственных
фондов.
Респонденты полагают, что кризис скажется на финансировании
планов развития компаний (78%) и повлияет на разработку стратегий (89%), а 94%
намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год.
Методы, которые будут применяться в для оптимизации затрат
оказались традиционными. Респондентам были предложены варианты ответа
«запланировано и будет осуществлено» и «не запланировано, но будет
осуществлено». 28% из них планировали и будут сокращать персонал, 16%
опрошенных не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об уменьшении объема
потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45% и 27%
соответственно.
Не планировали и не будут осуществлять никаких мер по
сокращению затрат 6% руководителей.
Директор отдела управления эффективностью бизнеса
PricewaterhouseCoopers в России Денис Протасов считает: "Одни руководители
сокращают любые затраты "на скорую руку" – подобный подход в долгосрочной
перспективе не принесет большой экономии. Правильно поступают те кто пытаются
понять, что лежит в основе затрат и факторов, влияющих на их величину, и
проанализировать их с точки зрения эффективности".
По словам исполнительного директора кадровой компании
Boyden в России Натальи Дьяченко, такого рода опросы именно в данное время
вряд ли можно считать однозначно объективными. Причинами тому она называет
одновременно общую политику в стране по отношению к "кризисным явлениям", а
также корпоративное мышление управленцев, которое не позволяет им даже в самых
неблагоприятных ситуациях демонстрировать уныние и пессимизм.
"Позитивная же тенденция проявляется в том", - говорит
Дьяченко, - "что такой настрой уже существует сам по себе, ведь мы, в том
числе и сами формируем реальность". "Эти управленцы не просто утверждают, что
все будет хорошо, они дают знать, что встречают трудности о всеоружии и готовы
работать, чтобы их преодолеть", - утверждает она.
"С одной стороны, кризис не может не ударить по бизнесу, но
с другой он дает шанс не только выжить, это шанс на новое развитие," – заключает
Наталья Дьяченко
Как сообщила dp.ru представитель PricewaterhouseCoopers Анна
Когосова, во время поведения опроса специалисты компании не вдавались в
психологические тонкости данного момента. В компании не считают
что опрошенные были неоткровенны, или что ответы были излишне
оптимистичны или пессимистичны: "Мы просто задавали вопросы, перед вами
результат".