"Время перемен": что управленцы думают о кризисе

Несмотря на кризис, представители ведущих российских компаний демонстрируют оптимизм и уже в относительно краткосрочной перспективе ожидают не только восстановления экономики, но и ее подъема.

PricewaterhouseCoopers и Ассоциация менеджеров провели иследование, в ходе которого представители 100 ведущих российских компаний оценили влияние финансового кризиса на бизнес.
Вот лишь некоторые из компаний, участвовавших в опросе: Автотор, Уралсиб, УК "Альфа-Капитал", Банк "Петрокоммерц", Трансаэро, ИФД КапиталЪ, ОАО "Арктикгаз", AMD, МТС, "ОКБ Сухого", РЖД, Росгосстрах и другие
Исследование, как пишут специалисты PricewaterhouseCoopers в своем отчете, выявило что "российские топ-менеджеры со всей серьезностью относятся к возможным последствиям кризиса, однако опыт динамичного развития, заставляет их оптимистично оценивать состояние дел в среднесрочной перспективе".
Основной вывод исследования – кризис, по мнению опрошеных, будет краткосрочным, во всяком случае 87% из них уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе. Компании готовы воспользоваться возможностями кризиса – 47% респондентов планируют расширять свое присутствие на существующих рынках.
При этом руководители уже сняли розовые очки: 71% компаний в будущем рассчитывает на собственные средства при финансировании развития. Половина опрошенных руководителей рассчитывает на заемные средства. И только 22% респондентов рассматривают возможность привлечения средств из государственных фондов.
Респонденты полагают, что кризис скажется на финансировании планов развития компаний (78%) и повлияет на разработку стратегий (89%), а 94% намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год.
Методы, которые будут применяться в для оптимизации затрат оказались традиционными. Респондентам были предложены варианты ответа «запланировано и будет осуществлено» и «не запланировано, но будет осуществлено». 28% из них планировали и будут сокращать персонал, 16% опрошенных не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об уменьшении объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45% и 27% соответственно.
Не планировали и не будут осуществлять никаких мер по сокращению затрат 6% руководителей.
Директор отдела управления эффективностью бизнеса PricewaterhouseCoopers в России Денис Протасов считает: "Одни руководители сокращают любые затраты "на скорую руку" – подобный подход в долгосрочной перспективе не принесет большой экономии. Правильно поступают те кто пытаются понять, что лежит в основе затрат и факторов, влияющих на их величину, и проанализировать их с точки зрения эффективности".
По словам исполнительного директора кадровой компании Boyden в России Натальи Дьяченко, такого рода опросы именно в данное время вряд ли можно считать однозначно объективными. Причинами тому она называет одновременно общую политику в стране по отношению к "кризисным явлениям", а также корпоративное мышление управленцев, которое не позволяет им даже в самых неблагоприятных ситуациях демонстрировать уныние и пессимизм.
"Позитивная же тенденция проявляется в том", - говорит Дьяченко, - "что такой настрой уже существует сам по себе, ведь мы, в том числе и сами формируем реальность". "Эти управленцы не просто утверждают, что все будет хорошо, они дают знать, что встречают трудности о всеоружии и готовы работать, чтобы их преодолеть", - утверждает она.
"С одной стороны, кризис не может не ударить по бизнесу, но с другой он дает шанс не только выжить, это шанс на новое развитие," – заключает Наталья Дьяченко
Как сообщила dp.ru представитель PricewaterhouseCoopers Анна Когосова, во время поведения опроса специалисты компании не вдавались в психологические тонкости данного момента. В компании не считают что опрошенные были неоткровенны, или что ответы были излишне оптимистичны или пессимистичны: "Мы просто задавали вопросы, перед вами результат".