Контейнерные перевозки полетели

Порт Петербурга, в последние годы интенсивно наращивавший обработку контейнеров, по итогам октября показал провальные показатели их прироста – всего 3% против 11% в сентябре и 15% по итогам 10 месяцев.

Худшие темпы прироста грузооборота контейнеров в октябре показал крупнейший оператор рынка ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ, он обеспечивает порядка 55% рынка). В октябре его грузооборот контейнеров даже снизился на 3% (до 918 тыс тонн) против 8% роста с начала года.
В целом же грузооборот контейнерных грузов в Петербурге в октябре составил 1,62 млн тонн – это всего на 3% больше прошлогоднего уровня, хотя еще сентябрьские показатели превышали данные прошлого года на 11%, а июльские – на 19%.
Входящий в группу "Н-Транс" ООО "Моби Дик" снизил перевалку на 35% до 125,8 тыс тонн. ОАО "Петролеспорт" все еще продолжает поддерживать прежние высокие темпы – плюс 47% и 410 тыс тонн, хотя, эксперты объясняют такие успехи эффектом "низкой базы" в прошлом году.
Рост числа переваленных контейнеров в штуках (+27% до 180 тыс TEUs – эквивалентов двадцатифутовых контейнеров - по итогам октября), не придает оптимизма участникам рынка и говорит скорее о резком увеличении числа порожних контейнеров обрабатываемых в порту.
"Сокращение числа грузов логично связано с падением покупательской активности в стране", - уверен Игорь Глухов, генеральный директор ЗАО "Инфлот Волдвайд СПб".
"По ноябрю и декабрю показатели так же будут слабыми, хотя во многом нас спасет Новый год с традиционным всплеском покупательской активности и контракты, заключенные еще в августе", - сетует Дмитрий Васильев, генеральный директор Arivist Logistics Overseas GmbH. – Однако уже в феврале-марте можно ожидать падения грузооборота контейнеров из-за ухудшающейся конъюнктуры".
"Снижение темпов роста оборота контейнерных грузов по рыночным причинам у нас случилось впервые с 1998 года, до сих пор все только росло", - отмечает Алексей Безбородов, директор ИАА Infranews. Он полагает, что к весне падение грузооборота может достичь 20-40% к уровню 2008 года.
"До конца года мы сохраняем все наши прогнозы и планы, а влияние снижения потребительского спроса на контейнерном рынке начнет сказываться только к февралю", - соглашается Ольга Деньщикова, директор по маркетингу ООО "НКК", которому принадлежит "ПКТ".
"В будущем мы прогнозируем определенное замедление темпов прироста, но в целом динамика все равно будет положительной", - более оптимистичен Александр Игнатенко, директор по операционной деятельности Global Ports (объединяет портовые активы "Н-Транс").