На российской эстраде, а может и в мировой истории музыки не так много случаев, когда группа на пике популярности радикально меняла имидж, стиль, тематику текстов и начинала заново вербовать себе слушателей. Тем любопытнее история, которая на наших глазах происходит с группой "Ляпис Трубецкой".
Нельзя сказать, что поворот от разухабистой попсы к
забористой социальной сатире был неожиданным для "Ляписов". Но их первый после
длительного перерыва альбом "Капитал" (2007 год) стал разочарованием для
тех, кто ждал от Сергея Михалка и компании новых шлягеров про любовь, и приятно
удивил тех, кто не воспринимал белорусских пересмешников всерьез. В ноябре
"Ляпис Трубецкой" выйдет на сцену недавно открывшегося "ГлавClubа" на
Кременчугской улице со своим новым альбомом Manifest.
"ДП": Сергей, чем обусловлен Ваш поворот от поп-эстрады к социальной
сатире и протестному панк-року?
С.М.: Мы просто чуть раньше, чем другие, вписались в тот
глобальный левый поворот, которые сегодня наблюдается на всех уровнях – и в
мировой политике, и в экономике, и в частной жизни. Для нас давно уже очевидно,
что дух времени формируется где-то в другом пространстве, а не среди гламура и
пустого пафоса так называемой "светской тусовки". Думаю, очень скоро множество
представителей шоу-бизнеса захотят сменить свой глянцевый буржуазный имидж на
образы простых рабочих ребят и девчат. Конечно, сделать это получится не у всех,
а только у тех, кто по-настоящему знает, что музыка – это труд и пот, а не обман
потребителя любой ценой.
"ДП": Каково с такими левыми идеями жить и работать в
Белоруссии?
С.М.: Жизнь в тоталитарном государстве – это постоянная
тренировка мускулов, существование по кодексу бусидо. Независимому музыканту
нужно быть в состоянии постоянной войны с окружающей действительностью – войны
за собственное я, за площадки, за возможность где-то выступать и записываться.
Кстати, поэтому в Белоруссии сейчас появилось много независимых групп,
ориентированных не на внутренний рынок, а на Россию и Запад. Честно сказать, в
Москве музыканты ленивы – у них есть независимые фестивали, клубы, хватает
работы, чтобы прокормиться и даже неплохо жить.
В таких условиях дрябнут мышцы. А мы, хотя не относимся в
полной мере к независимой музыке (мы все же популярная группа) живем в своей
стране как изгои. Мы не сотрудничаем с властью ни на каком уровне, мы не
выступаем на концертах в поддержку той или иной фигуры, а просто делаем то, что
считаем нужным. Хотя я не могу сказать, хорошо это или плохо. В конце концов,
демократические Швеция и Великобритания дали миру великих музыкантов, а
тоталитарная Северная Корея вроде бы ни одного.
"ДП": Как изменился ваш слушатель и зритель?
С.М.: Когда-то песни группы "Ляпис-Трубецкой" - кичевого,
вульгарного, но веселого ансамбля – слушали миллионы людей во всем бывшем СССР.
У нас было много хитов, мы на себе ощущали то, что называется "любовь масс". Но
мы ушли от этого, потому что не хотели годами повторять одно и то же на разные
лады – а именно это требуется от музыкантов мейнстрима.
Сегодня на концерты "Ляпис-Трубецкого" ходят те, кто знает
нас по последним двум альбомам – "Капитал" и Manifest. Как правило, у них нет
ложного мнения о нас или неоправданных ожиданий. Эти люди по-настоящему
интересуются музыкой, они понимают природу нашего лицедейства и готовы смеяться
вместе с нами, а не ждут, чтобы их смешили "прикольные чуваки".
Мы меняемся, меняется наше отношение к миру, и мы хотим
говорить об этом. А тридцать лет кататься по одной и той же лыжне, забыв про
уважение к себе и к своим слушателям – это не для нас. Да, сейчас у нас не берут
автографы в такси, мы спокойно ездим в метро, наши лица не торгуются на бирже
шоу-бизнеса – и мы отлично себя чувствуем. Потому что мы не хотим быть очередным
"узнаваемым брендом". Нам интересен панк-рок как вид искусства, а не как форма
коммерческой деятельности.
"ДП": Поэтому вы представляет новый альбом в клубе, а не на
концертной площадке?
С.М.: Мне кажется, в больших городах давно ощущается
недостаток таких демократичных мест, где можно послушать хорошую музыку без
навязчивого сервиса и облаков пафоса. Ведь не все готовы выступать в громадных
дворцах спорта, изначально не приспособленных под концерты… Кстати, наблюдается
любопытный парадокс.
Хотя "Ляпис-Трубецкой" давно не появляется на официальных
телеканалах и не выступает на ледовых аренах, в октябре мы установили личный
рекорд – 100 тысяч скачиваний за месяц альбома Manifest. Это больше, чем
официальное количество дисков, которые мы продали за последние три года. Мы
выложили нашу музыку в Интернете в свободном доступе и призываем всех делать так
же – это единственная возможность бороться с огромной коррумпированной системой
шоу-бизнеса, которая кормит тысячи дармоедов, отчисляя музыканту какие-то жалкие
проценты. Пусть лучше нас слушают бесплатно; а те, кому понравится – пусть
приходят на концерты.
"ДП": Что ожидает нас на концерте?
С.М.: Я люблю, когда люди приходят на наши выступления без
каких-то ожиданий. Я сам старюсь именно так настроиться перед любым
мероприятием. Тогда больше шансов, что неожиданность окажется приятной.
Конечно, перед тем, как идти смотреть на нас "вживую", я бы советовал все же
послушать наши новые песни. И быть готовым к тому, что "Ляпис-Трубецкой" всегда
делать публике сюрпризы. Наши выступления наполовину построены на импровизации –
цирковой, буффонадной игре с хорошей долей черного юмора.