Глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в северо-западном федеральном округе Бруно Бальванера рассказал, как кризис отразится на обычных гражданах, как обстоят дела с продаже сети гипермаркетов "Лента" и зачем инвестировать в "Тойоту".
"ДП": Кризис ликвидности достиг России. Что Вы думаете об
этом?
Б.В.: Мы внимательно следим за развитием кризиса, который
перешел из США в Европу и теперь в Россию. Российская финансовая система состоит
приблизительно из 1,5 тыс. банков. Безусловно, многие из них лишком маленькие,
чтобы быть игроком на длительный срок. Мы условно разделили банки на группы. В
первую входят – ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк, Газпромбанк. Эти банки и
сейчас имеют выход на зарубежные рынки. Возможно, мы будем с ними работать, но
это не основная наша цель, они достаточно сильны, чтобы работать самостоятельно.
Вторая группа банков – банки среднего размера в рейтинге они занимают место от 7
до 50. Наша стратегия направлена именно на эти банки, так как раньше у них был
выход на международный рынок, теперь нет. Один из них - банк "Санкт-Петербург".
То, какую работу мы провели с банком, (организация синдицированного
кредита) было своевременно, мы продолжим сотрудничество, и будем помогать по
мере того, как кризис может проявлять себя.
Мы провели ряд встреч с десятком банков среднего размера, все они
зарегистрированы в Петербурге. Пока их названий я раскрыть не могу, так как мы в
процессе переговоров. Но я думаю, что через 2-3 месяца появится еще один банк, с
которым мы будем сотрудничать.
"ДП": Как Вы рассматриваете дальнейшее участие в капитале
"Ленты"?
Б.В.: Известно, что четыре больших компании,
специализирующиеся в розничной торговле заинтересованы в покупке этой компании.
Мы работаем с "Лентой" также как и с другими банками и компаниями. Сначала
краткосрочный кредит, потом среднесрочный, затем вложение в капитал. В процессе
продажи "Ленты" у нас достаточно пассивная роль. Мы являемся миноритарными
акционерами. Мы ждем, пока мажоритарные акционеры решат, кому и за какую цену
продать компанию. И когда они примут свое решение, мы примем решение
относительно своих акций.
"ДП": Будете ли входить в капитал других компаний?
Б.В.: Сейчас у нас 20% в капитале "Тойоты" в Шушарах.
Это хороший пример вложения в капитал и работы с компанией, которая очень хотела
выйти на рынок, но у нее были определенные сомнения по поводу инвестиционного
климата. "Тойота" начала производство автомобилей "Тойота Камри" в декабре 2007
года. И сейчас они достигли высокого уровня использования ресурсов производства.
Мы также работаем с "Дженерал Моторс-Автоваз", являемся владельцами 18%
акций. В случае с заводом "Дженерал Моторс" в Петербурге мы решили выступать
только в качестве кредитора, не приобретая доли в капитале. Три месяца назад мы
закрыли совместный синдицированный кредит. Это была непростая сделка, так как
ситуация с этой компанией в условиях зарождавшегося в США кризиса была
достаточно сложная, и многие европейские банки это чувствовали . Если бы
мы совершали сделку сейчас, в условиях кризиса, вероятно, было бы сложнее, т.к.
во-первых, ситуация в компании в США ухудшилась, а, во-вторых, ликвидность
на европейских рынках существенно ниже, чем полгода назад.
"ДП": Какие планы у ЕБРР на следующий год?
Б.В.: В 2009 году мы продолжим работу в России в
соответствии с нашими целями. Лимит для России составит от 2,5 до 3 млрд.евро. В
обычных рыночных условиях лимит составляет до 5-6 млрд.евро, но в данной сложной
ситуации мы не сможем привлечь такую сумму. Международная финансовая ситуация
продолжает ухудшаться. И мы знаем, что 2009 г. будет достаточно сложным годом.
Мы знаем, что компании в обычной ситуации, возможно, привлекали бы другие
источники финансирования. Теперь они придут к нам, не имея других возможностей
привлечения. Мы традиционно достаточно требовательны к клиентам, их деловой
репутации а также к репутации партнеров, спонсоров проекта. Строго
придерживаемся основных принципов банка, в том числе принципа ускорения
процесса перехода к рыночной экономике,
ЕБРР осуществляет свою деятельность в России в 3 секторах:
инфраструктура, финансовые институты, банки, страховые компании), корпоративный
сектор (производство, розничная торговля, недвижимость). Приблизительно на
каждый сектор приходится по одной трети от выделяемого для России лимита.
"ДП": Сколько будет выделено на Северо-Запад?
Б.В.: По моей оценке, в следующем году Санкт-Петербург
получит необычайно высокую долю от всех наших операций в России. Это объясняется
тем, что большие инфраструктурные проекты подойдут к своему финансовому
закрытию, кроме того, у нас готовится серия проектов с другими компаниями в
области инфраструктуры, корпоративного и финансового секторов. Я думаю, что в
первом квартале 2009 г. у нас будет более четкое понимание, какие из проектов
будут готовы к закрытию. Предполагаю, что 2009 год будет значительным
годом для операций ЕБРР в СЗФО.
"ДП": По Вашему мнению, насколько серьезно кризис в России отразится
на гражданах страны?
Б.В.: По моим представлениям кризис пришел в США 18 месяцев
назад, в Европу 8 месяцев назад, в Россию около 5 недель назад. Мы видим, что
многие компании в России пересматривают планы предполагаемого роста, в
частности, автомобильная промышленность. Этот сектор испытывал рост от 40% до 50
% в год. Но сейчас в контексте финансового кризиса автомобильные компании
пересматривают цифры, так как потребители уже не смогут активно получать кредиты
на покупку машин. Вероятно, для России кризис в автомобильном секторе будет
означать то, что этот рост будет 30-40% в год. Общая экономика будет расти не
7%-8%, но от 6% до 7%. Ни наши банковские экономисты, ни другие не прогнозируют
для России резкого спада.
Я думаю, что Россия будет продолжать испытывать рост, хотя
не такой, как ранее, но все равно он будет выше, чем в США и Европе. Основные
показатели России очень сильны, в России есть бюджетный профицит, серьезные
резервы валюты и низкий уровень долга и внешнего, и внутреннего. Таким образом,
общие цифры даже на фоне кризиса не выглядят плохо. Безусловно, кризис окажет
влияние и на рынок в целом, и на ликвидность банков, но затронет Россию меньше,
чем другие страны.
"ДП": Рассматриваете ли поддержку девелоперских
компаний?
Б.В.: Рынок строительства недвижимости достаточно деликатный
сектор, который и вызвал кризис в США. За последний год мы старались
ограничивать поддержку девелоперским компаниям в Петербурге и Москве, так как у
них был выход на международный рынок. Мы старались сотрудничать с региональными
игроками. В то же время если говорить об операциях ЕБРР в целом, то операции в
секторе недвижимости занимают небольшую долю. Если общий объем инвестиций банка
- 6 млрд евро, то для недвижимости – 300 млн.евро, то есть это примерно 5% от
общего объема. И это касается всех 28 стран операций ЕБРР. В России в
финансировании этого сектора есть большая потребность. И за последние 6 месяцев
она увеличилась. Мы не предполагаем расширения деятельности в этом секторе.
Возможно, в этом секторе будет болезненная ситуация, нечто
подобное можно было наблюдать в Казахстане. Инвестиции в этом секторе требуются
на 8-12 лет, а большинство застройщиков могут найти финансирование на 2-3 года с
тем, чтобы потом рефинансировать эту задолженность. Сейчас проблема в том,
что они вернулись на рынок, а рынка нет. И вероятно, именно этот сектор будет
затронут в России.