Финансовый кризис задает свои правила игры и создает трудноразрешимые задачи для предприятий и организаций. Сегодня истории, когда банки не перечисляют деньги поставщикам и другим контрагентам в разумные сроки, уже отнюдь не редкость. От этого руководство предприятий зачастую чувствует безысходность, совершенно не понимая, как с этим бороться.
"Прежде всего, нужно внимательно читать договор", - считает
юрисконсульт Петербургской строительной группы Ольга Чистилина,. "Именно в
договоре, который заключается между банком и конкретным юридическим лицом,
описываются все условия банковского обслуживания, права и обязанности сторон, и
в том числе сроки списания и перечисления денег со счета плательщика на счет
поставщика. Обычно этот срок составляет 3 дня. Этого времени достаточно, чтобы
деньги поступили со счета предприятия на корсчет банка плательщика, далее на
корсчет банка получателя, и в итоге, уже на счет получателя денег, то есть
поставщика оборудования, товаров и услуг". На практике нередко бывают и
задержки, но если деньги не поступают более 7 дней, то уже в этом случае стоит
бить тревогу.
По мнению Ольги Чистилиной, необходимо написать письмо или
заявление в обслуживающий банк. Содержание заявления должно быть следующим, наша
организация, клиент вашего банка, в такие-то сроки совершила такой-то платеж в
пользу такой-то организации. Разъясните, где, когда и по какой причине
произведенный платеж не поступил по назначению. Если такое письмо/заявление
остается без внимания, то составляется претензия к руководству банка, где уже
вместо вопроса, который задавался в письме, констатируется факт нарушения с
описанием всех обстоятельств данного события и настоятельная просьба устранить
эти нарушения.
В случае если сроки ответа на претензию вышли, то
руководству предприятия уже стоит обращаться с исковым заявлением в Арбитражный
суд Петербурга. Причем, что касается сроков, то истец может самостоятельно
установить сроки ответа на свою претензию, например, в течение 5 дней с момента
подачи заявления. Если же конкретные сроки ответа не установлены, то, как
правило, срок ожидания ответа составляет 7 дней с момента предъявления
требования.
"Как показывает практика, такие дела рассматриваются
достаточно долго, от нескольких месяцев до нескольких лет, но в этом случае
банки, опасаясь более жестких санкций, как правило, исполняют свои
обязательства", - разъяснила Ольга Чистилина.
Принятие решения об обращении в Центробанк с жалобой на
несоблюдение обязательств обслуживающим банком остается на усмотрение самого
предприятия. В случае подачи такой жалобы, Центробанк должен провести проверку
по факту данного нарушения. Что касается счета в обслуживающем банке, то
предприятие, в случае несоблюдений условий договора финансовой организацией,
имеет право перейти на обслуживание в другой банк, официально уведомив об этом
банк-нарушитель и органы налоговой службы, считает эксперт.