Кризис ширится, маржа - высится

СПб. Даже при условии сокращения продаж на фоне кризиса российские автодилеры выиграют, увеличив свою доходность за счет более качественного обслуживания уже проданных автомобилей.

Если в Европе основную прибыль автосалонам приносит сервисное обслуживание автомобилей, то в России дилеры привыкли зарабатывать на продажах новых машин. «Может звучать парадоксально, но валовая рентабельность повысится, т.к. в структуре маржи уменьшится доля продаж автомобилей, где она самая низкая, - говорит Сергей Вайнер, генеральный директор союза компаний «Стратегия Рост. - Гораздо выше она в услугах, запчастях и аксессуарах. По моим оценкам, рентабельность до кризиса колебалась в диапазоне от 13 до 16%. Пока она сохраняется на таком же уровне, но со снижением объемов продаж может также измениться. Усиление борьбы Это мнение разделяет и Стэнли Рут, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России. Однако эксперт не считает, что рентабельность у всех российских автодилеров со снижением продаж пойдет вверх. Наладить систему эффективного обслуживания, которое бы приносило прибыль, удастся далеко не всем. «Цены на автомобили, скорее всего, упадут вследствие возросшей конкуренции на рынке, рентабельность последует вслед за ней. Это связано с тем, что больше всего дилеры в России зарабатывают на продаже новых машин, в то время как за рубежом существенную долю доходов автоцентрам приносят продажи подержанных автомобилей, а также сервисное обслуживание. Кроме этого, вследствие роста кредитных ставок у дилеров вырастут издержки по обслуживанию собственных заемных средств - поясняет Стэнли Рут. Куда пойдут цены В то же время ожидаемая консолидация игроков рынка не окажет влияния на цены. Если с ценами что-то и произойдет, то эти изменения будут приятными для покупателей. «На конечную цену автомобиля консолидация рынка не повлияет, т.к. цены диктуются производителем. Точно не будет повышения цен, но возможно некоторое понижение - в виде программ скидок. Однако существенного уменьшения цен ждать не стоит, ему неоткуда взяться. Если у нас снизят ввозные пошлины, тогда это возможно - комментирует Олег Барабанов, генеральный директор и совладелец автохолдинга «РРТ. В свою очередь, финансовый кризис скорректировал планы автодилеров по дальнейшему развитию. Часть проектов заморожена, другая часть пересмотрена в сторону сокращения бюджета строительства. Впрочем, компании, которые располагают сейчас свободными средствами, вероятно, будут направлять их на завершение начатых проектов. Нет кредита - нет продаж На покупателях автомобилей кризис отразился в виде повышения ставок по кредитам. «Банки серьезно ужесточили требования к клиентам при выдаче кредитов, увеличились сроки рассмотрения заявок на кредиты, а процентные ставки серьезно выросли. «Лауре в этот отношении несколько проще - у нашей брокерской компании отлаженные контакты с ведущими банками. С ними была достигнута договоренность о модификации кредитных предложений, чтобы сохранить прежние объемы продаж - отмечает Михаил Логутенко, председатель правления управляющей компании «Лаура. Подобные договоренности с банками есть далеко не у всех игроков. Большинство работает с банками и другими финансовыми организациями на общих условиях. У этих игроков продажи уже падают - без кредитных инструментов продавать те же объемы оказывается не под силу.
«Цены на автомобили, скорее всего, упадут вследствие возросшей конкуренции. Стэнли Рут, PricewaterhouseCooper