Деньги останутся только в интернете

Финансовый кризис начал оказывать негативное влияние на рекламный бизнес. Единственный сегмент, который не остановится в развитии – реклама в интернете.

Международное агентство ZenithOptimedia в октябрьском отчете сообщило о снижении прогнозов относительно темпов развития рекламного рынка в России.
Ожидалось, что российский рекламный рынок увеличится на 25% в 2008 году. Однако сейчас исследователи агентства прогнозируют только 22,3% роста – до 279,7 млрд рублей. В 2009 году прирост составит 19,3% – до 333,6 млрд рублей. В ZenithOptimedia отмечают, что основная причина корректировки прогнозов – мировой финансовый кризис. К тому же для замедления есть и объективная причина – отрасль близка к насыщению.
Уже сейчас финансовый кризис начал оказывать негативное влияние на рекламный бизнес. Единственный сегмент, который не будет затронут стагнированием – реклама в интернет.
Единственный сегмент, который по-прежнему вызывает оптимизм у исследователей из ZenithOptimedia – это интернет. Глобальная сеть стала единственным каналом распространения информации, относительно которого не был понижен предыдущий прогноз: 75% роста в 2008 году. В других медиа объем рекламы в дальнейшем будет расти по прогнозам ZenithOptimedia равномерно на 10–15% в год. Что касается сегмента интернет рекламы, то в 2010 году он, по мнению аналитиков агентства, вырастет в 2,5 раза по отношению к 2008 году и составит порядка 25 млрд рублей. "Это обусловлено постоянным развитием инфраструктуры интернета. Постепенно отвоевывая аудиторию у традиционных СМИ, он становится одним из основных каналов коммуникации, который позволяет точечно работать с целевыми аудиториями", – говорится в отчете.
Эти прогнозы подтверждаются и данными исследований J'son&Partners. По этой информации, темпы роста будут более скромными, но интернет по сравнению с другими медиа все равно идет намного впереди. По мнению J'son&Partners, рекламный рынок России вырастет в 2009 году на 19,7%, в 2010-м по сравнению с 2009-м – на 15,5%. В 2009-м сегмент ТВ-рекламы вырастет на 21,4%, радио – на 16,2%, пресса на 15,8%, наружка – на 11,8%. Сегмент интернет-рекламы продемонстрирует максимальные темпы – 44,3%. Самым быстрорастущим сегментом, по мнению аналитиков J&P, будет интерактивная реклама – к 2012 году ее объем увеличится более чем в 10 раз.
Директор по стратегическому медиапланированию московского рекламного агентства "Сорек-медиа" Наталия Князева сообщила dp.ru об общем положении в бизнесе. "То, что темпы роста рекламного рынка замедлятся – это очевидно. Уже сейчас многие компании снимают рекламные бюджеты на конец этого года, которые были запланированы. Со следующим годом ситуация пока вообще неясна. Все в ожидании, никто бюджеты не подтверждает. Да и прайс-листов на размещение рекламы на ТВ на следующий год пока нет", – сообщила она.
Генеральный директор петербургской "Первой медийной компании" Виктор Машенджинов считает, что инфляция в медиабизнесе началась еще до кризиса. "Это чувствовалось на протяжении последних месяцев, – говорит он, – сейчас совершено ясно, что темпы прироста упадут, причем упадут существенно. Исключением будут интернет, и возможно, рынок транзитной рекламы в силу его недооцененности".
Медиадиректор коммуникационного агентства Molinos.ru Андрей Лесков сообщил dp.ru следующее: "Трудно сейчас говорить о каких-то точных цифрах, но я считаю, что рынок рекламы в интернете в будущем году вырастет минимум в полтора раза. Причины понятны – увеличение количества пользователей, технической совершенствование самих сетей, а также возможность точечной и интерактивной рекламы".