Финансовый кризис ударит по продавцам автомобилей. По прогнозам экспертов спад объемов продаж до 50%.
Спрос на автомобили начнет падать уже в начале 2009 года. В
первую очередь сократятся продажи машин среднего ценового сегмента - от $ 20
тыс. до $ 40 тыс. По разным оценкам, продажа автомобилей этого сегмента
составляет примерно 35% от общего объема. Снижение спроса на машины связывают с
ужесточением условий автокредитования и с сокращением кредитных программ в
целом. Сейчас примерно 40-50% машин берется в кредит или лизинг.
По словам заместителя председателя правления Инвестторгбанка
Сергея Щербакова, из-за кризиса вырастут ставки по автокредитам, банки будут
более жестко подходить к отбору заемщиков, а часть из них и вовсе перестанет
выдавать кредиты.
То, что ситуация на автомобильном рынке ухудшается, отмечают
и сами дилеры. Евгений Алехин, коммерческий директор компании "Автограф" (под
брендом "ДАКАР" продает автомобили Hyundai, Isuzu), указывает на то, что
количество автокредитов и лизинговых договоров уже уменьшилось. "Отсутствие
денег из-за кризиса скажется на всем авторынке - и российском, и мировом", -
говорит он.
Однако есть основание предположить, что спрос на автомобили
уже снизился. "Сейчас продажи идут по инерции, - считает аналитик инвестиционной
компании "Грандис Капитал" Денис Барабанов. - Покупают те автомобили, которые
были заказаны заранее, и кредиты на них уже были одобрены банками".
Кризис также может повлиять на перераспределение долей
дилеров на автомобильном рынке.
Евгений Войтенков, генеральный директор компании "Олимп"
(дилер Mercedes-Benz и других брендов), уверяет, что дилеры сплошь
закредитованы. "Они ожидали гигантского роста продаж автомобилей, думая за счет
этого быстро рассчитаться по кредитам, но кризис смешал все карты. Теперь,
скорее всего, кого-то из них купят", - говорит он.