Лекарство от кризиса: новые мнения

Валерий Гутовский, Константин Цивин, Илья Злуницын

"Деловой Петербург" продолжает рубрику "Лекарство от кризиса", в которой предприниматели делятся своим взглядом на то, как вести себя в нынешних кризисных реалиях. На этот раз читателям представлены мнения Валерия Гутовского, Константина Цивина и Ильи Злуницына.

Валерий Гутовский, директор ФГУ "Северо-Западная дирекция по
строительству, реконструкции и реставрации": "Заявленные крупные
девелоперские проекты будут заморожены до восстановления финансовых рынков или
пересмотрены в сторону уменьшения объемов. Уже запущенные проекты, скорее всего,
будут затягиваться. Для рынка это может стать положительным моментом, поскольку
уйдут проекты, наименее проработанные с точки зрения концепции и финансовых
показателей, которые закладывались на волне роста рынка.
У рынка недвижимости во время кризиса появляются и дополнительные
возможности. В период резкого обесценивания фондовых активов альтернативой им
может стать вложение средств в недвижимость. Скорее всего, ситуация будет
развиваться по сценарию 2004 года, когда строители так же столкнулись с кризисом
ликвидности у банков и многие проекты не были реализованы, что привело к
сокращению предложения. Все это аукнулось через 2 года: после финансовой
стабилизации в условиях ограниченности предложения цены на жилье выросли в 2
раза".
Константин Цивин, генеральный директор компании
"ДОМ-Лаверна": "Как руководитель компании я не ощущаю кризиса. Уверен,
кризис не помешает нам увеличить долю на рынке. Наши продажи выше, чем год
назад. Все дело в том, что нашими клиентами являются достаточно обеспеченные
люди. Суть кризиса в том, что получить кредит в банке на привычных условиях
теперь проблематично. А наши клиенты делают покупки, не обращаясь к кредитной
схеме. Наша компания никогда не прибегала к банковским кредитам для открытия
новых магазинов и развития бизнеса.
Кризис почувствуют (если еще не ощутили) торговцы товарами для ремонта и
интерьера, работающие в среднеценовом сегменте и ниже. Потому что их клиенты -
это люди, которые могут недополучать заработную плату или потерять возможность
взять кредит, на который они рассчитывали. А значит, покупательская способность
этих клиентов может быть подорвана, в то время как покупательскую способность
моих клиентов пока подорвать трудно".
Илья
Злуницын, директор Северо-Западного филиала АКБ "Росбанк": "Не все
коллеги из банковского сообщества способны выдержать реалии рынка. Банки, имея
сложности с ликвидностью, попросту перестают выдавать деньги. Это похоже на
спуск по лестнице: на каждой ступеньке банки пересматривают возможности по
обслуживанию клиентов. Некоторые наши коллеги сообщают о готовящихся сокращениях
персонала, расходов на рекламу и развитие. Это события не одного дня, рынок
почувствует это чуть позже.
Клиенты рассказывают о банках, придерживающих платежи или прекративших
кредитование. В итоге наши партнеры, например автосалоны, отправляют к нам
дополнительные заявки на кредиты, и мы получили новый пул клиентов. Прирост уже
составил 20%. Эта тенденция, конечно, очень позитивна. Выжившие смогут выиграть.
Ведь в кризис деньги не пропадают, они попросту перераспределяются. Мы остаемся
оптимистами и надеемся, что меры, принимаемые правительством, не позволят
ситуации еще ухудшиться".