Лекарство от кризиса: новые мнения

Валерий Гутовский, Константин Цивин, Илья Злуницын

"Деловой Петербург" продолжает рубрику "Лекарство от кризиса", в которой предприниматели делятся своим взглядом на то, как вести себя в нынешних кризисных реалиях. На этот раз читателям представлены мнения Валерия Гутовского, Константина Цивина и Ильи Злуницына.

Валерий Гутовский, директор ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации": "Заявленные крупные девелоперские проекты будут заморожены до восстановления финансовых рынков или пересмотрены в сторону уменьшения объемов. Уже запущенные проекты, скорее всего, будут затягиваться. Для рынка это может стать положительным моментом, поскольку уйдут проекты, наименее проработанные с точки зрения концепции и финансовых показателей, которые закладывались на волне роста рынка.
У рынка недвижимости во время кризиса появляются и дополнительные возможности. В период резкого обесценивания фондовых активов альтернативой им может стать вложение средств в недвижимость. Скорее всего, ситуация будет развиваться по сценарию 2004 года, когда строители так же столкнулись с кризисом ликвидности у банков и многие проекты не были реализованы, что привело к сокращению предложения. Все это аукнулось через 2 года: после финансовой стабилизации в условиях ограниченности предложения цены на жилье выросли в 2 раза".
Константин Цивин, генеральный директор компании "ДОМ-Лаверна": "Как руководитель компании я не ощущаю кризиса. Уверен, кризис не помешает нам увеличить долю на рынке. Наши продажи выше, чем год назад. Все дело в том, что нашими клиентами являются достаточно обеспеченные люди. Суть кризиса в том, что получить кредит в банке на привычных условиях теперь проблематично. А наши клиенты делают покупки, не обращаясь к кредитной схеме. Наша компания никогда не прибегала к банковским кредитам для открытия новых магазинов и развития бизнеса.
Кризис почувствуют (если еще не ощутили) торговцы товарами для ремонта и интерьера, работающие в среднеценовом сегменте и ниже. Потому что их клиенты - это люди, которые могут недополучать заработную плату или потерять возможность взять кредит, на который они рассчитывали. А значит, покупательская способность этих клиентов может быть подорвана, в то время как покупательскую способность моих клиентов пока подорвать трудно".
Илья Злуницын, директор Северо-Западного филиала АКБ "Росбанк": "Не все коллеги из банковского сообщества способны выдержать реалии рынка. Банки, имея сложности с ликвидностью, попросту перестают выдавать деньги. Это похоже на спуск по лестнице: на каждой ступеньке банки пересматривают возможности по обслуживанию клиентов. Некоторые наши коллеги сообщают о готовящихся сокращениях персонала, расходов на рекламу и развитие. Это события не одного дня, рынок почувствует это чуть позже.
Клиенты рассказывают о банках, придерживающих платежи или прекративших кредитование. В итоге наши партнеры, например автосалоны, отправляют к нам дополнительные заявки на кредиты, и мы получили новый пул клиентов. Прирост уже составил 20%. Эта тенденция, конечно, очень позитивна. Выжившие смогут выиграть. Ведь в кризис деньги не пропадают, они попросту перераспределяются. Мы остаемся оптимистами и надеемся, что меры, принимаемые правительством, не позволят ситуации еще ухудшиться".