"Связной" ищет стратега

Максим Ноготков. Пресс-конференция Adam Smith Conferences.

Второй по величине в России сотовый ретейлер "Связной" готов продать инвестору до 15% своих акций. Об этом сообщил президент и основной владелец компании Максим Ноготков.

Он особо отметил, что у компании нет потребности в продаже сотовому оператору. "Мы ищем миноритарных акционеров", – сообщил Максим Ноготков.
Президент компании также отметил, что у "Связного" есть предложения о покупке от мобильных операторов, однако принимать их в компании не спешат. "Мы предпочли бы обойтись без обязательств, я думаю, мы сможем остаться независимым игроком", – добавил Максим Ноготков.
Капитализация "Связного" в настоящее время, по разным оценкам, составляет от $600 млн до $1 млрд. Исходя из этой оценки, стоимость 15%-ного пакета сети – $90-150 млн. Банковская задолженность "Связного" в настоящее время составляет $125 млн, а чистый долг – $105млн.
На рынке продаж сотовых контрактов "Связной" по итогам 2007 года занимал 7,6% рынка. Как утверждает вице-президент компании Сергей Румянцев, к концу 2008 года его доля возрастет до 9,4%.
Оборот группы "Связной" по итогам 2008 года должен вырасти до $2,8 млрд с $2,25 млрд в 2007 году. По итогам 8 месяцев этого года доходы компании составили $1,7 млрд.
Количество точек продаж к концу этого года планируется увеличить до 1800 в РФ и до 70 в Белоруссии с 1577 и 64 в 2007 году соответственно.
Сергей Румянцев также сообщил, что доля компании на рынке сотового ретейла к концу 2008 года составит 17% (в 2007-м – 14,7%) По его словам, на "Евросеть" приходится 30%, "Цифроград" – 10%, "Диксис" – 6%, "Телефон.ру" – 4%, "Беталинк" и "Эльдарадо" – по 3%.
Чтобы сделать компанию более привлекательной, в том числе и для инвестиций, "Связной" начал ребрендинг. Разработкой стиля и идеологии занималась швейцарская брендинговая компания Interbrand Zyntzmeyer & Lux AG. Аудит и редизайн логотипа "Связной", а также разработка фирменного шрифта выполнена студией Letterhead.
По словам представителей компании, необходимо было актуализировать основные ценности бренда: дружелюбие, открытость, позитивность, интеллигентность. Эти характеристики, представленные тремя основными блоками, и будут более четко представлены в коммуникации.
Внешние изменения коснутся всех деталей фирменного стиля, начиная от вывесок торговых точек и заканчивая визитками. Дизайн внутреннего интерьера розничных магазинов компании также будет модернизирован. В их переоформление в этом году будут вложены $7 млн, в следующем – $13 млн.
"Связной" – не первый сотовый ретейлер, вынужденный заняться поиском стратегического инвестора. В конце сентября компания "Евросеть" (крупнейшая на рынке продаж сотовых телефонов) была приобретена инвесткомпанией ANN, принадлежащей предпринимателю Александру Мамуту. Один из совладельцев компании Евгений Чичваркин был вынужден признать, что получил от сделки меньше, чем намеревался изначально.
Стоимость сделки – около $1,25 млрд. Ранее сообщалось, что в связи с расследованием в отношении менеджеров "Евросети", цена может оказаться меньшей. Из них только $400 млн – чистые деньги, а остальные $850 млн – долги компании.
В условиях начавшегося финансового кризиса многие сотовые ретейлеры столкнулись со сложностями. Владельцы бизнеса, выстроенного на дорогих краткосрочных кредитах, вынуждены активно искать стратегических партнеров. Аналитики ожидают в самом скором будущем серию сделок по переходу независимых сетей под контроль сотовых операторов или крупных финансово-промышленных групп.