Российский союз туриндустрии (РСТ) разработал и внес в правительство РФ предложения по стимулированию развития малого гостиничного бизнеса. Они были подготовлены на базе предложений экспертов из Петербурга.
Прежде всего необходимо нормативно
определить само понятие "малая гостиница", отразив его в пункте ГОСТе
"Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", считают в РСТ.
Сейчас, согласно классификации гостиниц и других средств размещения,
утвержденной распоряжением правительства РФ, средствами размещения считаются
"помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных
организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного
проживания туристов". Целесообразно с учетом рекомендаций Всемирной туристской
организации и сложившейся практики установить, что средствами размещения
являются помещения, имеющие не менее 3 номеров, используемые для временного
проживания, полагают эксперты.
В соответствии с пунктом 3 ст. 288
Гражданского кодекса РФ, "размещение собственником жилого помещения в
принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций
допускается только после перевода такого помещения в нежилое". Вместе с тем, ст.
17 Жилищного кодекса РФ предусматривает запрет размещения в жилом помещении
только промышленных производств. Кроме того, Жилищный кодекс дает определение
жилищного фонда коммерческого использования как совокупности жилых помещений,
которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на
условиях возмездного пользования. В этой связи РСТ считает необходимым в
законодательном порядке легализовать возможность существования коллективных
средств размещения в жилом фонде коммерческого использования.
Органам статистики необходимо
включить малые средства размещения, в том числе расположенные в жилом фонде, в
обязательную систему государственного статистического учета на основе формы
КС-1. В настоящий момент, даже при проявлении инициативы малых гостиниц,
находящихся в жилом фонде, органы статистики не всегда идут навстречу в вопросе
постановки гостиниц на государственный статистический учет, мотивируя это тем,
что коллективными эти средства размещения не являются, отмечают эксперты.
Главная проблема, связанная с
регистрацией малых отелей в жилом фонде, заключается в невозможности соблюдения
всех требований, предусмотренных для коллективных средств размещения. Так,
например, ГОСТ обязывает оборудовать коллективные средства размещения
устройствами для удобного доступа инвалидов: наклонными пандусами у входных
дверей для проезда инвалидной коляски, лифтами, специально оборудованными
номерами и туалетами. Также ГОСТ требует наличия в средствах размещения
аварийного выхода. Без переоборудования или переустройства жилого помещения
соблюдение указанных стандартов, как правило, невозможно.
В этой связи РСТ предлагает внести
в ГОСТЫ, а также строительные, пожарные, санитарные нормы и правила изменения,
ограничивающие требования к малым средствам размещения до объективно
необходимого уровня. Целесообразно внести соответствующие изменения в правила
предоставления гостиничных услуг в РФ, считают в союзе.
В настоящий момент порядок
получения юридическим лицом права подтверждения (референса) для выдачи
туристской визы российским консульством иностранному гражданину соответствующим
государственным регламентом не утвержден. На практике же любая организация, в
том числе гостиница, для получения такого права должна регистрироваться в
Федеральном реестре туроператоров. А в соответствии с федеральным законом "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации", для регистрации в
реестре необходимо наличие финансового обеспечения ответственности туроператора
в виде банковской гарантии или страхования ответственности по договору о
реализации туристического продукта. Гостиницы не создают турпродукта и, согласно
ОКВЭД, вообще относятся к другому, чем туроператоры, виду экономической
деятельности. Таким образом, даже при наличии у гостиницы финансового
обеспечения, средства за счет него в целях возмещения ущерба иностранному
туристу не могут быть выплачены, поскольку сам договор о реализации туристского
продукта между гостиницей и туристом не заключается.
На практике это ведет к тому, что гостиница для получения референса должна либо предоставлять финансовое обеспечение ответственности за несвойственный ей вид деятельности, либо пользоваться за плату референсом какого-либо туроператора. В этой связи предлагается прежде всего исключить требование регистрации гостиниц в Федеральном реестре туроператоров для получения референса. Вместе с тем, при разработке соответствующего государственного регламента необходимо предусмотреть в качестве обязательного условия предоставления референса регистрацию гостиниц в органах Федеральной миграционной службы в качестве коллективного средства размещения.
На практике это ведет к тому, что гостиница для получения референса должна либо предоставлять финансовое обеспечение ответственности за несвойственный ей вид деятельности, либо пользоваться за плату референсом какого-либо туроператора. В этой связи предлагается прежде всего исключить требование регистрации гостиниц в Федеральном реестре туроператоров для получения референса. Вместе с тем, при разработке соответствующего государственного регламента необходимо предусмотреть в качестве обязательного условия предоставления референса регистрацию гостиниц в органах Федеральной миграционной службы в качестве коллективного средства размещения.
Использование единого налога на
вмененный доход, как показала практика, для малых средств размещения
экономически оправдано лишь при применении региональными органами власти
понижающего коэффициента К2 в размере не более 0,4%. В Бурятии, например,
принятие по инициативе местного регионального отделения РСТ корректирующего
коэффициента базовой доходности в размере 0,1% реально стимулировало создание и
регистрацию новых малых гостиниц. А в большинстве регионов владельцы малых
гостиниц настороженно относятся к введению ЕНВД, не будучи уверенны в том, что
изначально или со временем не будет применен корректирующий коэффициент,
величина которого делает применение этого налога менее выгодным, чем обычной
упрощенной системы налогообложения. В этой связи целесообразно законодательно
предусмотреть право выбора субъектами малого бизнеса применения ЕНВД или иных
форм налогообложения.
Целесообразно включить услуги по
временному размещению и проживанию в перечень видов предпринимательской
деятельности, для которых разрешается применение упрощенной системы
налогообложения на основе патента.
При использовании упрощенной
системы налогообложения целесообразно исключить из налогооблагаемой
базы документально подтвержденные затраты на развитие инфраструктуры прилегающей
к отелю территории, инженерных коммуникаций и самого здания, если отель занимает
его часть.
С учетом того, что теле- и радиостанции осуществляют выплату вознаграждений за трансляцию произведений, являющихся объектами авторского права, целесообразно в законодательном порядке освободить коллективные средства размещения от выплаты вознаграждения за публичное исполнение соответствующих программ в помещениях гостиницы и наличие теле- и радиоприемников в номерном фонде, полагают в РСТ.
С учетом того, что теле- и радиостанции осуществляют выплату вознаграждений за трансляцию произведений, являющихся объектами авторского права, целесообразно в законодательном порядке освободить коллективные средства размещения от выплаты вознаграждения за публичное исполнение соответствующих программ в помещениях гостиницы и наличие теле- и радиоприемников в номерном фонде, полагают в РСТ.