Василий Сопромадзе: "Жалею, что упускаю хорошее время для зарабатывания в России"

Автор фото: "ДП"
Василий Сопромадзе

Еще несколько лет назад дома, построенные в центре Петербурга "Корпорацией С" – детищем Василия Сопромадзе, вызывали бурю эмоций. Сейчас бизнесмен перебрался в Лондон, где хочет построить новую корпорацию. Об этом он рассказал в интервью "Деловому Петербургу".

– Василий Платонович, почти год о вас ничего не было слышно. Вы действительно окончательно перебрались в Лондон?
– Мое желание иметь бизнес за пределами России пришло не сейчас. Еще 3–4 года назад я был к этому готов. Просто так совпало, что в этом году мой сын Ираклий закончил Оксфорд, а дочь Нино заканчивает его же в следующем году. Сейчас для меня главный проект – "Дети". Мои дети выросли, и ближайшие 3–4 года я потрачу на то, чтобы вовлечь их в семейный бизнес. Так что я был, есть и буду гражданином России. И мой бизнес на Западе не связан ни с политикой, ни с какими-то конфликтами последних времен. Я вообще убежден, что кучка людей не может испортить вековые отношения между Россией и Грузией.
– То есть вы рассчитываете вернуться в Петербург?
– Я даже жалею, что упускаю хорошее время для зарабатывания в России, и в Петербурге в частности. И мое место жительства по-прежнему Петербург, но семья важнее. Так что я сейчас продаю все объекты, которые не связаны с моим бытом, и направляю их на новые проекты. В Лондоне я создаю серьезный бизнес и хочу, чтобы меня там узнали так же хорошо, как в Петербурге.
– Почему же вы выбрали именно Лондон? Может, там у вас были какие-то партнеры?
– Нет, раньше партнеров не было. Просто 8 лет назад я выбирал, в какую страну отправлять детей на учебу – в США, Германию или Великобританию. В итоге выбор пал на Англию, потому я на нее и запал. Я просто по интернету нашел пять лучших адвокатских контор Лондона. Выбрал из них одну – Paper Smith Watton – и направил им информацию о себе, и они начали работать на меня.
– Как называется ваша новая компания?
– Компания действительно уже есть, и она принадлежит моей семье. Называется V.I. N. S Holding. Также членом совета директоров является совладелец Paper Smith Watton. Несмотря на то, что мне по-прежнему нравится строительство и девелопмент, V.I. N. S Holding будет заниматься не только этим. Хотя первые проекты все же связаны с недвижимостью.
– Где именно в Лондоне вы стартуете?
– Сейчас моя компания завершает покупку объекта на площади Пикадилли. Но это будут не офисы и не жилье. Наверняка там будет ресторан, поскольку вместе с объектом приобретается и один из старейших ресторанов Европы
– Вы сразу присматривали объект в центре Лондона?
– Да. Вообще в своем бизнесе я придерживаюсь двух моментов: во-первых, не брать кредитов, а во-вторых, не выходить за пределы исторического центра – и в Петербурге, и в Лондоне. Но V.I. N. S Holding работает не только в Англии. Так как в Лондоне я теперь имею доступ к средствам фондов, то рассматриваю и другие города Европы, где можно работать с дорогой недвижимостью.
– Вы говорите о проекте в Монако?
– Да, о нем. План такой: в ближайшие 5 лет построить 20 тыс. м2 элитного жилья. Сейчас мы тщательно изучаем этот проект – это недооцененные строения, но не жилые, а инфраструктурные. Но на их месте в конце концов будет жилье.
– Какие еще задачи вы ставите перед своей новой европейской компанией?
– Планов много, и они связаны не только с девелопментом. Но если говорить о ближайших 3–4 годах, то я рассчитываю довести стоимость моей лондонской компании до 100 млн фунтов стерлингов.
– Как вы относитесь к всевозможным рейтингам богатых людей? И вообще, считаете ли себя богатым человеком?
– В моем представлении богатый человек тот, кто может купить себе все, что он хочет, невзирая на цену. О цене он даже не спрашивает. При этом такие покупки не должны влиять на его бизнес. Мне кажется, что я теперь могу себе это позволить. К рейтингам же и я, конечно, отношусь со здоровой иронией. Кто и как их составляет? Опять же, одно дело оценивать бизнес человека, а другое – его личное богатство, то есть то, что он тратит на себя и своих близких. Вот я, например, не владею какими-то ценными бумагами, никогда не играю на фондовой бирже. Деньги в банках у меня, конечно, есть, но они лежат не на депозитах, а работают для моих инвестиционных проектов. И если говорить о своем потенциале, то сейчас я без проблем поднял бы проект на $ 100 млн.
Биография:
Василий Сопромадзе
Родился 9 декабря 1963 года в городе Поти, Грузия.
В 1985 году после стажировки за рубежом окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти (ИНЖЭКОН).
С 1985 по 1987 год прошел путь от мастера до начальника участка в тресте №6 "Главленинградстроя".
В 1987 году назначен главным инженером НППО "Реставратор". В 1988 году был избран его директором.
В 1989 году создал и возглавлял до 1996 года холдинг "ИТУС".
В 1998 году основал "Корпорацию С" и до 2007-го оставался ее президентом.
Некоторые скандально известные проекты Сопромадзе:
Жилой дом у Михайловского манежа, на Итальянской улице, перед которым стоит памятник Тургеневу.
Жилой дом на набережной Фонтанки, между цирком и Михайловским замком.
Торговый комплекс Vanity Opera позади Казанского собора.
Проекты, оставшиеся нереализованными: дом на месте сквера на Каменноостровском проспекте, 28 и в Михайловском саду, во дворе Этнографического музея.