Жесткие условия работы торговых сетей оказываются фатальными для мелких поставщиков. Первой жертвой политики ретейлеров стал рынок полиэтиленовых пакетов.
Как выяснилось, многие мелкие производители пакетов разорились в результате
серьезного снижения рентабельности бизнеса. Крупные компании, для которых пакеты
– непрофильная деятельность, от нее отказываются.
Известно, что за последний год в Петербурге свернули производство три
компании. В 2007 году ООО "Ломопласт" объявило себя банкротом и распродает
оборудование. Другой производитель – "Экстра-Пак" – обанкротился месяц назад. По
данным участников рынка, компания "Парус" (производитель канцелярских товаров),
вложив в производство пакетов около $1 млн, уже через 2 месяца ушла с этого
рынка.
Основной причиной сложившейся ситуации производители называют действия
торговых продовольственных сетей: на специальные пакеты для них приходится
львиная доля продаж. Цены на сырье для пакетов с начала года выросли на 25–30%.
Торговые сети не делают никакого исключения для производителей пакетов как для
представителей малого бизнеса: они диктуют условия, общие для всех поставщиков.
"Сети категорически не хотят слышать о повышении цен", – сетует генеральный
директор компании "Новопак" Дмитрий Каптюшин.
По словам директора по развитию ООО "ЛеоПак" Натальи Гавриловой, одно из
условий тендера на поставки пакетов – отсрочка платежа до 4 месяцев. С учетом
12% годовой инфляции это практически работа в ноль: рентабельность производства
не более 3%, говорит она. Директор ООО "Дар" Игорь Фомин отмечает, что,
соответственно, резко снижается и качество пакетов.
"Мы вынуждены уступать и соответствовать их требованиям, – говорит
заместитель генерального директора обанкротившегося "Ломопласта" Денис
Максименко. – Дни мелких производителей сочтены. Им надо либо договариваться с
сетями, либо объединяться".
.
Представители торговых сетей уверяют, что они не зарабатывают на пакетах, а
закупают их исключительно для удобства клиентов. Также они утверждают, что
требования к производителям пакетов такие же, как и к остальным поставщикам.
"Пакет должен выдерживать определенный вес, быть узнаваемым, печать должна быть
качественной", – говорит директор по маркетингу сети "Дикси-Петербург" Сергей
Фомин.
"Конечно, отсрочки платежа есть, но их размер я не имею права разглашать", –
говорит директор по управлению частными торговыми марками сети "Лента" Дмитрий
Токарев. Он отмечает, что поставщики пакетов не готовы к нормальным требованиям
и "Лента" часто выявляет проблемы с качеством.
Оставшиеся производители рассчитывают на то, что сети не смогут остаться без
их продукции, и осенью намерены все-таки повысить цены на 20%. Однако все они
говорят о желании перепрофилировать производство, чтобы не работать в
убыток.
Будущее рынка полиэтиленовых пакетов все равно, вероятно, недолгое: западные
торговые сети давно заменили их более экологичными вариантами – бумажными
пакетами или многоразовыми сумками из ткани.
Справка:
До 30 млн пакетов закупают продовольственные торговые сети Петербурга ежемесячно по цене 0,5–1,3 рубля за штуку. Фасовочных пакетиков закупают до 150 млн штук (по оценке ООО "Дар").
До 30 млн пакетов закупают продовольственные торговые сети Петербурга ежемесячно по цене 0,5–1,3 рубля за штуку. Фасовочных пакетиков закупают до 150 млн штук (по оценке ООО "Дар").