С начала года в Петербурге не потрачено ни одного рубля федеральных субсидий на ремонт и строительство дорог. Миллиарды рублей будут осваивать в конце осени и декабре.
Комитет финансов Петербурга обнародовал информацию об исполнении 25 целевых
статей, имеющих максимальный вес в структуре расходов городского бюджета за
первое полугодие 2008 года.
Выяснилось, что по статьям "Расходы на строительство и модернизацию дорог
общего пользования" и выполнение целевой программы "Модернизация транспортной
системы России" за 6 месяцев этого года потрачено 0%. На каждую из этих статей
из федерального бюджета выделено свыше 3 млрд рублей.
Между тем по строительным СНИП укладывать асфальт можно весной и летом при
температуре окружающего воздуха не ниже +5 °С, а осенью - не ниже +10 °С.
Температура может быть ниже только при соблюдении специальных технологий. По
данным gismeteo.ru, средняя температура в ноябре для Петербурга -1 °С, в декабре
-4,5 °С.
В комитете по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) задержки с
выполнением сезонных работ объясняют нерасторопностью федеральных
чиновников.
Соглашение между Петербургом и Федеральным дорожным агентством было подписано
только в конце июня 2008 года. Сейчас завершается оформление технической и
финансовой документации, сообщил первый заместитель председателя КБДХ Борис
Черняшенко. По его словам, 60% денежных средств будет освоено в III квартале, и
40% - в IV квартале 2008 года. Получается, что 2,5 млрд рублей из федерального
бюджета закатают в асфальт ближе к декабрю.
По словам директора Ассоциации предприятий дорожного комплекса Петербурга
Юрия Агафонова, ситуация с задержкой финансирования по федеральным объектам
повторяется из года в год. "Необходимо выделять финансирование в январе, но на
самом деле деньги приходят намного позже. Транши переводят в марте, июне,
сентябре и декабре, что негативно сказывается на процессе строительства. Что
делать предприятию, работающему на кольцевой, в те периоды, когда нет
финансирования? За свой счет строить? А что ему делать, когда свои и кредитные
деньги закончились? Естественно, останавливать работы. Отсюда и срывы сроков", -
говорит он.
Чуть лучше ситуация с освоением средств на текущий ремонт дорог в рамках
городской адресной программы. За полгода было освоено 110 млн из 5,3 млрд рублей
(2,1% от годового плана). Однако это в 16 раз ниже прошлогоднего показателя: за
первое полугодие 2007 года было освоено 34,3% средств.
В комитете пояснили, что к середине августа выполнено и предъявлено заказчику
более 50% объемов работ. Просто они до сих пор не оплачены.
"После оформления в установленном порядке соответствующей технической и
финансовой документации выполненные работы будут оплачены. Оставшиеся объемы
работ будут выполнены и оплачены в III и IV кварталах 2008 года", - говорит
Борис Черняшенко.
"Перенос конкурсов на III и IV кварталы приводит к тому, что 90% заказов
размещается у единственного источника", - ссылается на опыт проверок
председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Вадим Лопатников. А это самый
неэффективный способ размещения государственных закупок.
"Работы по асфальтированию должны выполняться в сезон дорожных работ с мая по
октябрь. Другие строительные работы возможно выполнять позже. То есть копать
землю, засыпать песок, щебень можно и зимой", - комментирует начальник отдела
текущего ремонта дорог ГУ "Центр комплексного благоустройства" Герман Мельников.
"При температуре ниже, чем -5 °С нельзя раскатывать асфальт", - говорит главный
инженер ООО "Дорожник-92" Виктор Котляров. "Федеральные деньги, которые
планируют осваивать осенью и в декабре, могут быть так и не освоены", -
констатирует Юрий Агафонов.
Работы, выполненные с ненадлежащим качеством, не принимаются и не
оплачиваются заказчиком, обещает Черняшенко.
Председатель городского автомобильного клуба "А24" Денис Шубин отмечает:
доказать, что авария случилась из-за выбоин и ям на плохой дороге, очень сложно.
"Вся ответственность ложится на водителя, а не на службы, занимающиеся контролем
над ремонтом дорог", - сетует он.