Петербуржцам выгоднее добраться самолетом до Нью-Йорка, чем до Владивостока. В прошлом году авиакомпании России перевезли 45 миллионов человек. Но согласно статистике последних лет, практически половина пассажиров на наших лайнерах – иностранцы. Для большинства россиян путешествия на самолетах являются непозволительной роскошью. Из чего складывается цена на авиабилет и кто не пускает дешевых перевозчиков в нашу страну?
По мнению экспертов, в Сибири и на Дальнем Востоке уже выросло целое
поколение, никогда не выбиравшееся в центральную часть страны и видевшее столицу
Родины только по телевизору. Это и неудивительно, если цена авиабилета в два-три
раза превышает среднюю заработную плату в этих регионах. На сложившуюся ситуацию
неоднократно обращали внимание высокопоставленные чиновники, высказывались идеи
дотирования внутренних рейсов. Но дальше разговоров пока дело не идет. Цены на
билеты неуклонно ползут вверх. Только в этом году они увеличились на 20-30 % по
сравнению с 2007 годом.
Одна из причин дороговизны билетов у российских авиаперевозчиков - устаревшие
самолеты. Они изначально требуют больших вложений в свое содержание. Ведь ТУ,
АНы и ИЛы конструировались и производились еще в СССР. Об экономичной
эксплуатации тогда не очень задумывались. К тому же машины стареют, и ремонт им
необходим все чаще. Естественно, все эти издержки покрываются из карманов
пассажиров.
Сами авиакомпании объясняют заоблачные цены на билеты космическими ценами на
керосин. И это, пожалуй, главная проблема, ведь стоимость горючего составляет
порядка 40% цены билета. Несмотря на то, что в нашей стране недостатка в
нефтепродуктах не наблюдается, керосин у нас чуть ли не самый дорогой в мире. И
продолжает дорожать невероятными темпами. Одна тонна сейчас стоит более $1530. В
то время как в европейских странах он обходится в $1270 и в
последние месяцы даже подешевел более чем на $100. В итоге отечественным
авиакомпаниям дешевле заправляться за границей, что, естественно, не всегда
возможно.
Но почему же дорожает керосин? Буквально недавно премьер-министр РФ Владимир
Путин на совещание в Северодвинске обратил внимание на эту проблему. Его
возмутил сговор нефтяных компаний, которые дружно задрали цены на авиатопливо.
После этого заявления Федеральная антимонопольная служба начала проверки
крупнейших нефтедобывающих компаний. Керосин ненадолго подешевел на 2%! На
стоимости билетов снижение цены топлива не отразилось. В результате на днях
российские туроператоры сообщили, что вынуждены в очередной раз поднять цены на
путевки. Это уже третье за лето подорожание. Так что в итоге дорога на
популярные зарубежные курорты за последние два месяца стала стоить на 30-50%
больше.
В отличие от России Европа и Америка уже давно летают по дешевке. Сейчас
в Европе уже более сотни компаний-лоукостеров или дискаунтеров, предлагающих
низкие тарифы на перелеты. Несколько лет назад европейские лоукостеры начали
проникать и на российский рынок. С десяток компаний начали торговать в нашей
стране дешевыми билетами. Однако вместо того, чтобы поддерживать это начинание и
стимулировать отечественных перевозчиков равняться на Запад, Федеральная
антимонопольная служба, наоборот, защищает наши компании, требуя от дискаунтеров
повышать свои расценки. И все же их билеты дешевле. Например, из Петербурга в
Берлин на самолете российских авиалиний можно долететь почти за 9 тысяч рублей.
А немецкие Germanwings предлагают тот же маршрут за 3760 рублей. Это $160 -
дороговато для Европы, но по нашим меркам просто находка.
А в прошлом году появились и два первых российских дискаунтера - Sky Express
и Red Wings. Правда, пока у них не много льготных направлений. Из Петербурга,
например, со Sky Express можно улететь только в Москву, а уж оттуда добираться
дальше. В итоге скидки почти не заметны. Чтобы хоть как-то приобщиться к мировой
выгоде, многие питерские путешественники придумали свой выход. Они добираются до
Финляндии. А уже оттуда летят дискаунтерами в любую точку мира.
Еще одна наша отличительная черта: в Европе в межсезонье авиакомпании обычно
снижают цены на билеты, привлекая запоздалых отпускников, в России все наоборот.
Как раз когда снижается пассажиропоток, перевозчики вынуждены набавлять
стоимость перелетов. Иначе им просто не расплатиться с поставщиками горючего,
которого нужно определенное количество независимо от того, сколько людей на
борту.
В сложившейся ситуации удивляет только одно. Несмотря на неимоверные цены,
устаревший авиапарк, часто сомнительный сервис и явную ненадежность многих
самолетов, рынок авиаперевозок в России неуклонно растет. Обвал случился в
1991-м. Тогда самолеты перевезли чуть ли не в два раза меньше россиян, чем в
предыдущем 1990-м. До 2000-го число пассажиров уменьшалось и дошло до 20 млн в
год. Потом начался подъем отрасли. Он хоть и не такой показательный, как рост
цен на керосин, но все же стабильный.
Сколько стоит авиабилет
Из Санкт-Петербурга (цены российских авиакомпаний), руб.
до Москвы - 3055
Владивостока - 34 935
Сочи - 7987
Астаны - 8870
Киева - 7775
Ташкента - 9128
Парижа - 12 485
Нью-Йорка - 32 815 (цена компании "Аэрофлот")
Пекина - 21 573
до Москвы - 3055
Владивостока - 34 935
Сочи - 7987
Астаны - 8870
Киева - 7775
Ташкента - 9128
Парижа - 12 485
Нью-Йорка - 32 815 (цена компании "Аэрофлот")
Пекина - 21 573
Из Берлина (цены компании AirBerlin), евро
до Санкт-Петербурга - 84
Парижа - 149
Нью-Йорка - 334
до Санкт-Петербурга - 84
Парижа - 149
Нью-Йорка - 334