Финны потеряют $100 миллионов из-за российских портов

После запуска автомобильных терминалов в Петербурге и Ленобласти Финляндия может потерять более $100 млн. Новые легковые машины будут ввозиться в Россию напрямую.

Межведомственная комиссия по размещению производственных сил в Ленобласти одобрила строительство еще одного терминала, "Аврора", в поселке Вистино мощностью до 300 тыс. автомобилей в год. В Вистино компания "Российские транспортные линии" (РТЛ) уже в этом году запустит терминал "Новая гавань" (максимальная мощность к 2011 году - 250 тыс. автомобилей).
В порту Усть-Луга в июне запущена первая очередь терминала "Юг-2". Он сможет принимать до 400 тыс. автомобилей в год. ООО "Балтимор" в прошлом году презентовало проект порта в Ломоносове с объемом перевалки машин до 250 тыс. В Петербурге машины уже принимают ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", Группа Осло Марин на терминале "Онега", а также РТЛ в Рыбном порту.
Если все проекты будут реализованы, то через порты Северо-Запада к 2015 году ежегодно будет импортироваться более 1,5 млн автомобилей.
До сих пор порядка 70% новых автомобилей импортируется в Россию через порты Финляндии и затем сухопутным путем - в Россию. По данным Министерства транспорта Финляндии, в 2007 году через три основных порта (Ханко, Турку и Котка) прошло около 720 тыс. автомобилей. В порту Котка, например, в 2003 году было перегружено всего 4 тыс. автомобилей, а в 2008 году планируется обработать уже около 270 тыс. При этом порты активно инвестируют в расширение площадок для приема автомобилей.
По оценкам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, с каждого автомобиля финские порты получают не менее $100, а с учетом сервиса общий доход финской стороны от транзита автомобилей составляет не менее $100 млн.
Сокращение транзитных потоков приведет к уменьшению числа портовых работников. По оценке финского фонда СИТРА, транзит грузов через Финляндию создает около 4 тыс. рабочих мест.
На прошлой неделе министр транспорта Финляндии Ану Вехвилайнен заявила, что в ответ на повышение Россией экспортных пошлин на необработанную древесину Финляндия рассматривает возможность ограничения перевозок автомобилей по Южной Карелии. Но таким образом ситуация с транзитом может только усугубиться, так как если автовозам запретить движение по дорогам, то новыми автомобилями будут забиты все порты, считают участники рынка.
Сокращение транзита через Финляндию неизбежно в связи с активным строительством иностранными концернами автосборочных производств в России. Например, уже сейчас практически все автомобили Ford Focus (первое место по продажам среди иномарок в РФ) производятся на заводе во Всеволожске.
Эксперт Ernst&Young Иван Бончев говорит, что к 2010 году в России будет производиться более 1 млн автомобилей, а к 2015 году - более 2 млн. В 2010 году импорт будет составлять около трети от всего объема российского рынка новых машин, который оценивается экспертом в 4 млн штук.
Автодилеры приветствуют открытие терминалов в Петербурге и Ленобласти. Генеральный директор ООО "Атлант-М Лахта" Павел Копатько отмечает: клиенты недовольны сроками поставки, а основные сроки простоя приходятся как раз на промежуток от доставки автомобиля в порты Финляндии до прохождения нашей таможни на финской границе.