Роспотребнадзор инициировал очередную проверку банков, выдающих потребительские кредиты. Проверяющие поинтересуются, насколько наглядно информируют заемщиков.
В ходе проверок будет оцениваться, насколько наглядна и доступна информация о
стоимости кредита, условиях и графике погашения. Кроме того, проверят сами
договоры на предмет ущемления прав потребителей, рассказал начальник управления
защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на круглом столе в
Ассоциации российских банков (АРБ).
Присутствовавшие на мероприятии банкиры указали чиновнику, что четкого
определения принципов раскрытия информации в законодательстве нет. В ответ Олег
Прусаков заявил, что каждый банк вправе сам выбрать порядок работы в рамках
поправок к статье 10 закона РФ "О защите прав потребителей", принятых в
декабре 2007 года.
"Роспотребнадзору абсолютно все равно, как будет реализовано право
потребителя на информацию, главное – чтобы оно было. Информация должна
доводиться в наглядной и доступной форме", – цитирует чиновника РИА
"Новости".
Впрочем, в случаях операций с "плавающей" ставкой и кредитными картами
Роспотребнадзор, по словам Олега Прусакова, готов вырабатывать с банкирами общие
походы.
Чиновник вновь подтвердил позицию своего ведомства относительно обязательного
страхования жизни и здоровья заемщика при ипотечном кредитовании. В июне АРБ
направляла главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко письмо с требованием
прекратить штрафовать банки за наличие в договорах пункта об обязательном
страховании. Это по-прежнему будет расцениваться как навязывание дополнительной
услуги и жестко пресекаться, заявил Олег Прусаков.
Некоторые инициативы Роспотребнадзора аналитики считают положительными. "Идея
насчет "наглядной агитации" в принципе неплохая, – говорит аналитик ИК
"Проспект" Вероника Чекина. – Финансовая грамотность населения у нас низкая
и чем более доступными словами до граждан будет донесено то, какие именно
платежи они обязаны выплатить по кредитам, тем меньше будет возникать неприятных
ситуаций, когда граждане жалуются в различные органы".
Роспотребнадзор не впервые инициирует проверки банков. Еще год назад Геннадий
Онищенко заявлял, что ситуация с соблюдением прав потребителей при кредитовании
ухудшается и направлял соответствующие документы в
прокуратуру.